Третий по величине православный храм в России, после Христа Спасителя и Исаакия.
Для начала важная информация для желающих его посмотреть: Собор встал на большую капитальную реконструкцию, аж на 6 лет, и планируют его открыть, с внутренним залом на 7000 человек и освобожденным от фальшпотолка гигантским куполом, к 100-летию его освящения - 10.06.2013 г..
Т.е. очень, очень нескоро...
Ну а теперь - о походе внутрь его и наверх, под купол - как всё было.
И много снимков.
Собственно, и в Кронштадт-то я попал незапланированно и случайно. Если б не вильнюсская гостья yasczerka, которая попросила показать Кронштадт или Павловск, вряд ли бы я туда зимой поехал. Разговор был поздно, в середине дня, и Павловск уже железно отпадал по дальности, так что рванули в Кронштадт, благо до него сравнительно недалеко и не через город ехать.
Выехав из города в ослепительном солнце, по пути погода радикально изменилась и в город Морской Славы мы прибыли уже в мрачном, пасмурном состоянии неба. Там, на месте, я спросил её: «Что больше интересно – маяк и залив, или Собор?». Она сказала, что вначале неплохо бы собор, а потом, как успеем. Хорошо, встал на привычном месте у дома Маринеско, затем пошли к Собору, через Макаровский мост.
Подошли к Якорной площади, и первый сюрприз. Собор был в лесах! Неужели поставили на реконструкцию, решились-таки? Ну что ж делать, решили обойти его – я хотел показать архитектурные фичи собора, особенно огромные круглые окна ниже купола, с обоих сторон, а также мозаичные фрески на фасаде.
Зашли со стороны оврага, и около боковой стены заприметили группу человек в семь, которой что-то рассказывала какая-то женщина. «Экскурсия», подумал Штирлиц, и оказался совершенно прав. Не понял он только одного: экскурсия это была не обычная. Мы проходили мимо, приблизились, и эта женщина меня спросила вдруг: «А вы внутрь не хотите?». «А это не в музей?» - сразу же спросил я, - «если только музей, то наверное не надо». «Нет, именно внутрь». «Ого!» - подумал я – «Надо идти тогда непременно!». Я вопросительно посмотрел на Ящерку, она возражать не стала, и мы присоединились. Честно признаться, попасть внутрь, в большой зал, я давным-давно хотел, но никак не удавалось. И вот, так вот, случайно, в тихий пасмурный февральский выходной, вдруг получилось.
Мы входим в громаду Собора в эту неприметную беленькую дверку.
Сперва мы попали в своеобразный «предбанник», который раньше, до 1953 года, был частью общего внутреннего пространства храма. Кое-какие первоначальные детали оформления образца 1913 г. тут сохранились. Вот эти колонны (слева на фото), например. Раньше они просто поддерживали большой зал по бокам, а стены этой белой не было. В центре – дверь, в которую мы зашли.
А это противоположный вид, по направлению к центральному входу (который сейчас в лесах).
На этих местах были установлены мемориальные доски с именами около 6 тысяч русских моряков, проявишими мужество и героизм в морских сражениях XVIII-XIX веков и начала XX века. Сейчас, в ходе начавшейся генеральной реконструкции, это собираются восстанавливать.
Оригинальная отделка пола (её менять при перестройке 1953 г. не стали). Самое интересное, что рисунок пола – один из компонентов почти прямого заимствования от Константинопольской Св. Софии, с небольшим дополнением. Рисунок символизирует «бесконечность» (восьмерки), но внутри восьмерок добавлены волны (собор-то Морской!).
Еще одно заимствование от константинопольской Св. Софии – двери со знаками, означающими символ Христа (в кружке X и P, над стилизованными якорями). Двери сохранились.
Наддверные барельефы тоже оригинальные, 1912 г.
Голубь в центре символизирует христианское смирение и стремление к миру, а павлины по обоим краям – забыл что, но тоже что-то существенное. Может, Ящерка вспомнит и подскажет, я не все из тетенькиной речи запомнил, но говорила она очень образно, со знанием дела.
Наконец, люстра. Мне точно не сказали, оригинал или нет.
Продолжение следует.
Далее пойдем в большой зал.
PS. Для эстетов, на всякий случай. Фото я не выравнивал, уж смотрите как есть, а то вообще бы ничего не выложил - на работе полный завал, некогда :((
Journal information