Особенно сильным впечатление становится, когда я внезапно замечаю на стенах сохранившиеся надписи военных и первых послевоенных лет. Кажется, что время остановилось и я сейчас нахожусь году эдак в 1947-м...
Впрочем, все по-порядку.
Вот так выглядит «вход» под купол. Такая малюсенькая дырка, куда нас привела винтовая лестница.
Почти на половине диаметра подкупольного обвода сохранился вот этот механизм, связанный с основной ролью Морского Собора в годы войны – он был главным артиллерийским наблюдательно-корректировочным пунктом для Ораниенбаумского плацдарма и для крепости Кронштадт.
Окон под куполом – ровно 32, по числу румбов морского компАса. Собор-то – Морской. Кто ж знал, что эти «румбы» ещё пригодяться практически...
Попав сюда, от необычности обстановки и обилия исторических артефактов, у меня несколько отшибло рациональное фотографическое мышление – я стал рассматривать надписи на стенах и устройства внутри, и ушел постепенно, как зомби, градусов на 150 по кругу, бросив всех и забыв даже сделать общий подкупольный снимок вверх(!). Хотя визуально он у меня «отпечатался». А тетенька там что-то рассказывала народу – я даже и не помню...
Вот это – вид напротив на то место, откуда мы залезли сюда
То же устройство, но снятое с рельсовых направляющих.
Вид вниз, на большой стеклянный круг, который так привлекает взгляды. Падать туда с нашего обвода высоко, метров примерно 12. Внизу – как раз фальшпотолок и есть, построенный в 1953 г. Под ним концертный зал, который я во второй серии показал.
Еще один вид вниз, 90 градусов влево от предыдущего снимка.
Вид сквозь круг: хорошо наблюдаются люди, идущие по снежной дорожке от оврага и Макаровского моста.
Видов сквозь «румбы» окон я тоже сделал до обидного мало, увлекшись изучением внутреннего пространства и забыв про остальное. Вот один из видов – на восток острова Котлин и Ленинградскую пристань. В той же стороне – Питер. Его видно совсем чуть-чуть, неясной полоской, если приглядеться.
А вот и некоторые из надписей внутри купола.
«Собор принял первое боевое крещение». 24 февраля 1943 в 13 ч.15 мин.
Вот надпись и о «втором боевом крещении», 2 марта 1943 г. в 12 ч. 20 мин. Надписи выполнены именно в том месте, где были «немецкие» румбы (т.е. с видом на Петергоф и Стрельну), между Питером и Ораниенбаумским плацдармом.
Из этого можно сделать интересные выводы:
1) когда Ленинград был наглухо закупорен блокадой, то немцы по Морскому Собору не стреляли, надеясь, что все им достанется в целости и сохранности, несмотря на его очевидную роль как ключевого наблюдательного пункта;
2) Артобстрелы Собора начались тогда, когда в январе 1943 г. блокада была прорвана и образовался узкий коридор. Стало окончательно ясно, что Ленинград не судьба взять, и тогда стали стрелять и по Собору.
Послевоенная надпись (1948-го года).
periskop.su
Побыли мы там много меньше, чем хотелось бы (может, минут 20), да я и потерял начисто там вообще чувство текущего времени. Вот запечатлён момент эвакуации вниз (я шёл последним).
До свиданья, купол!
Предыдущие серии:
1. Боковые помещения собора (+ 9 снимков)
2. Центральный зал (+ 7 снимков)
3. Подъем под купол (+ 15 снимков)
Вот такой у нас случился неожиданный поход, в совершенно обыденный и сумрачный февральский выходной...
Спасибо за внимание.
Journal information