Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:
  • Mood:

Исландия. Страна баранов, вулканов и двух океанов

Попробую рассказать вам об Исландии - как стране, имеющей свои яркие индивидуальные признаки. Думаю, что некоторое право на это я имею - так как мы экспедицией "Атлантическая Камчатка" за две недели проехали около 4600 км по её дорогам (эквивалентно расстоянию от Москвы до Тайшета - такой вот немаленький получился маршрут), посетили все четыре крайних точки острова (юг, запад, север, восток), и почти все значимые города, кроме Хусавика. Да ещё и проехали по необитаемому центру по грунтовкам.

В моём рассказе я постараюсь исключить туристические сущности и всяческие достопримечательности, насколько это возможно, и обратиться именно к её главным отличительным признакам, которые в целом и слагают уникальность этой страны.



2. Начнём с географии. С "двумя океанами" изначально были сомнения - однако после изучения вопроса выяснилось, что и советская, и англосаксонская картографические школы северный берег Исландии относят к берегам Северного Ледовитого. Разночтения относятся только к принадлежности Норвежского моря - западники считают его Атлантикой, советские географы - Северным Ледовитым. Вот, на атласе 1948 года показана эта разница: красная линия - "советская граница" океанов (по Фарерам), синяя - "англосаксонская" (по 70-й параллели). Кстати, норвежцы тоже считают свои берега до Лофотенских островов Атлантикой, а севернее - Ледовитым океаном.


3. Но в любом случае, Исландия омывается двумя океанами (см. линию границ, согласно западной картографии). Это факт. И двумя течениями разной силы - тёплым, легендарным и широко известным Гольфстримом, и Восточно-Гренландским, холодным, отчего северо-запад острова "заморожен" и практически совсем нежилой. Гольфстрим в основном формирует и уникальный климат острова - среднегодовые температуры для 63-65-й параллелей необычно высокие. Зима крайне мягкая, околонулевая или чуть плюсовая, лето прохладное, примерно +12 +15. До материков далеко. Разве что до огромной ледяной Гренландии через Датский пролив около 300 км. Но до Норвегии около 1000 км, до Шотландии - 800. До Северной Америки - ок. 2000 км.


Географическое положение с этими вводными определяет главную особенность страны: изолированная страна-эндемик. Тут нет крупных хищников, очень специфическое сельское хозяйство (об этом ниже); контакты с иными нациями были невелики и население тоже чувствует свою "изолированность", особость и даже в каком-то смысле лелеет её.

Самое главное, что бросается в глаза стороннему наблюдателю почти сразу (при условии, что он не мчится сразу смотреть гейзеры или водопады, а смотрит на окрестности) - это уникальная и совершенно особенная энергетика страны. Тут давно уже нет ни одной тепловой станции (все закрыты), а есть только гидро- и геотермальная энергетика. Причём в изрядных количествах.

4. Даже между главным аэропортом и столицей начинаются необычные, поражающие взгляд, пейзажи. Среди старого лавового поля - вот такие белые дымы и какие-то строения.


5. Кто ещё внимательней, тот обращает внимание и на вот такие странные домики. Это как раз и есть "вход" в геотермальную скважину, откуда идёт горячая вода. Таких "домиков" в населённой зоне много, стоит только присмотреться. То есть, страна получает энергию и тепло не из нефти, угля или газа, а из-под земли, практически "ниоткуда".


6. Главный исландский мегаполис (по местным меркам, конечно - ок. 200 тыс. населения) получает и энергию и тепло вот от таких геотермальных станций, стоящих в привулканической зоне. Их в окрестностях Рейкъявика несколько, в том числе и самая крупная в мире ГеоТЭС. О них будет свой большой пост, так что я лишь обозначаю важную особенность страны.


7. Другая особенность - это то, что исландцы выжимают из своих рек, речек и ручейков тоже большое количество энергии. То есть, гидроэнергетика там также очень развита. Причём упор - не на колоссальные станции-гиганты, а на средние, мелкие ГЭС и сверхмалые решения. Которых они наработали уже много. Вот пример средней ГЭС на внутреннем речном каскаде, вид сверху.


8. А вот сверхмалое энергетическое решение, на 150-250 человек. Владелец кемпинга чёрти-где, в глубине страны, поставил трубу наверху по течению, пробурил шурф вниз к генераторной, вот вам и энергия. Не надо тянуть никакие сети, линию электропередачи. И вот такого мини- и микро- извлечения энергии здесь очень много. Об этом я тоже сделаю пост.


9. Роют каналы для ГЭС исландцы даже в сверхмощном базальте. Я смотрел и дивился, это прямо какой-то национальный спорт извлечения энергии чёрти-откуда. И результат налицо: страна занимает первое место в мире по выработке электроэнергии на душу населения.


10. Второй удивительный признак, который бросился в глаза начиная с аэропортового шоссе - это обилие плакатов "Нет ЕС!". Они размещаются не только на билбордах, но и на стенах домов, или вообще внутри микрорайонов. Странное дело, подумал я, чего это они так против Евросоюза? Вона, Украина, к примеру, туда наоборот рвётся, даже ценой гражданской войны. Оказалось, что для исландцев цена брюссельской бюрократии может быть слишком высокой, плюс потеря идентичности и привычного образа жизни, включая их уникальный агропром.


11. Протестуют не только против ЕС, но и против Шенгена. Тут тоже оказалось, что создание "Новой Европы" (когда приняли в ЕС множество восточноевропейцев) сказалось на Исландии весьма негативно, но об этом отдельно ниже (см. №40). Поэтому и хотят закрыться от пришельцев.


По вопросу ЕС, в общем, в стране имеет место разлом. Меньшинство (в столице) - "за", большинство - "против". Особенно против консервативное население сельхозрайонов и окраин, которое видит в этом угрозу своему существованию, в экономическом смысле.

12. Третья особенность страны, которая буквально "разорвала шаблон" - это наличие в этой северной местности весьма больших зон интенсивного сельского хозйства. То, что земля позволяет взять, исландцы от неё берут. И не ноют на то, что у них нет чернозёмов или своей Кубани. Просто работают. Есть тепло Гольфстрима, и слава Богу. Можно и на 65-й параллели растить и снимать сено по 2-3 урожая за год, держать коров и иметь свою молочную отрасль.


13. Тут держат много коров - а сооответственно, много получают и молочки, и говядины.


14. Много лошадей, которые сейчас успешно используются и в туризме.


15. Вот тут на карте я обозначил основные зоны исландского агропрома. Смотрите, на скудной вулканической и ледниковой исландской земле всё равно были освоены те зоны, с которых можно что-то и как-то получить, между снежными периодами. Едешь по дорогам - а по сторонам у тебя фермы и красивые зелёные поля. Ещё 100 км проехал - вулкан и чёрная лава. Такие вот контрасты.


Сельское хозяйство в стране дорогое по издержкам, высокодотационное, и совершенно нерыночное. Если бы здешняя экономика развивалась по лекалам Адама Смита, или чубайсо-гайдаров, то такая отрасль обязательно бы была уничтожена притоком дешёвого агропром-товара из Европы, Америки, Азии. Привезли морем - и дело с концом. Но нет, это не исландский путь. Тут крайне ревниво относятся к своему экологически чистому и замкнутому агропрому, дотируют фермеров, а взамен страна получает самообеспечение как минимум на половину своих потребностей. Причем качество продукции - пожалуй, наивысшее по сравнению с тем, что я где-либо в Европе видел. Поэтому и такое неприязненное отношение к ЕС у фермеров, что они не хотят подстраиваться под "материковые" стандарты.

16. Дорогой агропром - дорогие и цены на продукты. И не только на продукты, но и на услуги. Увы, это тоже признак Исландии - такая дороговизна. Чтобы получить цену на мясо в обычном супермаркете - поделите эти цены на три.


17. Уникальная изолированность агропрома от интенсивных химических приёмов, обычных в материковой Европе, позволяет получить безупречный вкус местных продуктов. В частности, вот вам "скиры" - местные йогурты. Пожалуй, я уже лет 15 или 17 не ел таких йогуртов - с тех старых времён, когда этот класс продуктов у нас только начинался и его не успели испортить химизацией. Невероятно вкусный продукт. Стоит 50 руб. за маленькую упаковку. В общем, тоже цены делите на 3.


18. Но самый главный царь исландского агропрома - это не селедка и не треска. И даже не корова. А - баран. Обыкновенный баран, который тут, на этом краю земли, не имеет естественных врагов и может пастись, где пожелает. Так что поголовье баранов намного превышает число жителей страны, и баранина - главное мясо местного обитателя.


19. Вся страна поделена на "бараньи" (~2/3 страны) и "небараньи" (~1/3) зоны. Границей между ними служат вот такие "бараньи переезды", которых на дорогах понаделано огромное количество. В посте "Дороги Исландии" я ещё покажу примеры. Машина тут проедет, человек пройдёт, а барашек - уже нет.


Профессии чабана тут нет. Исландцы просто выгоняют маток с маленькими овечками в "бараньи зоны", и они вырастают свободно за полгода, пасясь где захотят. Могут уйти от своей фермы на 200-400 км, могут зайти хоть на лавовые поля, хоть на ледники, но осенью их изловят, загонят в бараньи сортировки и по чипам в ушах определят, кто чей, и отправят по назначению.

20. Честно говоря, меня часто поражало то, куда могут забредать эти тысячи баранов, в какую глушь. Вот тут они, к примеру, карабкаются по лавовому склону наверх. Зачем? Что там увидели?


21. Ходят бараны по Исландии тройками. Мамаша и две овечки (которые к поздней осени вырастут). Самцов-производителей берегут, и далеко не выпускают, у них индивидуальный выпас и свой корм. Да и стоит хороший самец в десятки раз больше.


Ещё один интересный признак - это малонаселённость страны. Живёт тут, как и сейчас на Камчатке, около 330 тыс. чел.
Так что город в 170 тысяч - Рейкъявик (аналог по размеру Пскова, к примеру) тут воспринимается как сверхмегаполис, это пол-страны. Город в 20 тысяч - как большой. Городок в 5 тысяч - тоже локальный центр цивилизации. Восприятие населённости там сильно меняется.

22. Президентская резиденция на некотором отдалении от столицы. Просто и скромно. Вон тот домик вдали - и есть резиденция. Можно подъехать свободно.


23. Этажность в основном небольшая, дома свыше 4 этажей есть разве что в столичном мегаполисе, да в Акурейри - северной столице. Вот такая этажность для Исландии - феноменально высокая (Рейкъявик).


24. Обычно же застройка в городах и городках выглядит так: 2, 3 этажа (Исафльордур).


25. А это пример исландского дома XIX века. Богатого дома рыболовного мастера в прибрежном посёлке. Бедные тут жили вообще в земляных пещерах, страна была очень небогата.


26. Вот вам пример окраинного исландского города. Это Вик, на юге страны. Оцените населённость.


27. А это Акурейри - "северная столица", исландский Питер, который считает Рейкъявик исторической выскочкой и гнездом пороков :)


28. Общественный транспорт в стране дорогой, я бы даже сказал - крайне дорогой (разовый билет на наши деньги ок. 130 руб.). Ходит по немногим маршрутам, не все достопримечательности доступны, так что без машины тут никак. Поэтому парк машин у населения огромный, это тут вопрос выживания.


29. Дороговизна распространяется в основном на продукты и услуги, но не на дотируемую государством социалку (спорт, реабилитация, медицина по страховке). Вот цена на простую карту-раскладушку: 890 рублей (!). Не атлас, не большая карта. Просто раскладушка. Я как увидел, чуть не упал. Такой цены я ещё не видел.


30. Спиртное тоже очень дорогое. Исландец по жизни выпить не дурак, тип потребления тут северный - в основном крепкие напитки, так что алкогольная торговля сосредоточена в госмонополии (Vinbudin) и исландское государство дерёт со своих граждан очень неслабые суммы - примерно 1200 руб. за пол-литра недорогой водки. Да и работают эти магазины в основном по 4 часа в день, кроме воскресенья.


31. Зато социалка, отдых, термальные бассейны, спортплощадки, активны игры тут развиты. Визит в хороший бассейн с тремя-четырьмя разными температурами - с простой водой и термальной - стоит 100-170 руб. Их много, практически в каждом малюсеньком городке есть.


32. Кое-где в дальних местах есть и вообще бесплатные термальные бассейны. Едешь себе, бах! - а на берегу бассейн. Рядом курится термальный источник, от него труба. Залазь и купайся.


33. Сами исландцы как типаж - неторопливые, основательные, спокойные. Не сильно рыночные, не сильно озабоченные бабла-срубить. Многое на доверии. Чем-то похожи на наших поморов. Особо к тебе не лезут, не напрашиваются, в основном сами по себе, но если ты попросил чего - постараются оказать помощь. Всё-таки тут суровый Север, а не южные суетливые и жульнические края.


34. Вот, помогают оттаскивать машину, на дальнем перевале. Взялись все, кто есть в наличии, и помогли.


35. Исландские детки - как правило, закалённые, много белокурых. Ходят в одёжке на ступень прохладнее, чем мы привыкли на югах. Сапоги на активных играх на речке - важная необходимость, а не блажь! Исландки - мощные, кряжистые, но в основном привлекательные, как говорят на Руси - "всё при них" (впрочем, про исландок тоже будет пост).


36. Денежная единица - крона. Курс 1:3, т.е. делите их цены на три, чтобы получить рубли. Обратите внимание на типаж сверху - такой мог спокойно быть и в допетровской России.


37. Жизнь исландца протекает в основном на природе, она у них специфическая. Так что в конце земного пути исландец вполне может лежать под куском остекленевшей вулканической лавы, с гравировкой - это тут считается нормально, и даже круто.


38. Эстетства в глубинке тут немного (кроме, разве что, Рейкъявика и кирх), исландцы предпочитают простые, но надёжные конструкции. Вот, смотрите - поставили под вулканом столики. Просто, но удобно.


39. В глубинах страны, где далеко от цивилизации, можно найти и "открытые" домики. Заехал, переночевал, там внутри есть горелка, свечи, нары, стол. Всё деревянное. Потом убрался за собой и уехал дальше. Бесплатно. Потому что Север - всякое может быть.


40. Криминала тут мало, но всё же есть. Вот тюрьма на юге страны - вроде, единственная и главная. После открытия границ по Шенгену в Исландию пришли "новые европейцы" и стали успешно использовать все патриархальные исландские привычки жить на доверии. Как мне там сказали, лидеры по криминальности - литовцы (аналог ЛКН у нас), за ними следуют поляки. Странно, я сперва подумал, что это будут всякие южноевропейцы - болгары там, греки. Но нет. Почему-то обитатели экс-Великого Княжества Литовского - лидеры по жуликам и ворам.


По этническому составу страна очень "белая", с микроскопической примесью других рас - арабов, негров и проч. Так что материковых пробем с мигрантами тут практически нет.

41. Ещё одна невероятно интересная особенность страны - большое число модерновых кирх. По ним я тоже сделаю пост, каких только вычурных они не понастроили, в 50-80-е годы XX века!


42. Мобильное покрытие по стране хорошее. Сигнал ловит почти везде, кроме ряда центральных безжизненных областей. Вот, на фото, крайний юг страны, мыс. Можно постить в инстаграмчик спокойно :)
Правда, тоже недешево - симка с 5 Gb трафика и безлимитом на разговор стоит 1100 руб.


43. В заключение рассказа хочу упомянуть ещё интересный факт: Исландия многие десятилетия была верным покупателем советского автопрома. Нивы, Уралы, буханки, уазики - много чего тут было и есть. Советские машины для местного климата и дорог вполне подходили многим, плюс недорогая цена. Но в середине 90-х наши дилеры на волне постсоветского жульничества стали мухлевать и менять цены, так что исландцы вынуждены были в итоге отказаться от массовой закупки Нив.


Тем не менее, много машин тех времён бегает и посейчас. Или стоят запасными.
Это ещё не всё, по особенностям.
Следующий пост по теме будет посвящён вопросу "чем живёт Исландия и на чём зарабатывает?".

Продолжение следует.
Tags: Атлантическая Камчатка, Исландия, Рейкъявик, анализ, реалии торговли
Subscribe

  • Северокорейская БЖРК

    Ну что, товарищи, железнодорожную обчественность можно поздравить: на планете появилась четвертая страна, экспериментирующая с боевыми…

  • Ким III: бронепоезд, кутежи и девственницы

    Замечательно-то как! Наконец-то тайна северокорейского бронепоезда раскрыта. Оргии Сталина и Берии со школьницами расшифрованы ещё в Перестройку, а…

  • Остановка ж/д сообщения с Китаем и КНДР

    Оба пекинских поезда из Москвы всё-таки прикрыли "из-за коронавируса": как китайский №3/4, так и группу вагонов бывшего №19/20, нашего…

promo periskop.su июль 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 112 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Северокорейская БЖРК

    Ну что, товарищи, железнодорожную обчественность можно поздравить: на планете появилась четвертая страна, экспериментирующая с боевыми…

  • Ким III: бронепоезд, кутежи и девственницы

    Замечательно-то как! Наконец-то тайна северокорейского бронепоезда раскрыта. Оргии Сталина и Берии со школьницами расшифрованы ещё в Перестройку, а…

  • Остановка ж/д сообщения с Китаем и КНДР

    Оба пекинских поезда из Москвы всё-таки прикрыли "из-за коронавируса": как китайский №3/4, так и группу вагонов бывшего №19/20, нашего…