Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:
  • Mood:

Августа 1914. Международные поезда в момент начала войны

Ещё немного к юбилею начала Первой Мировой.
Железнодорожная Европа к моменту мирового пожара была связана между собой десятками поездов, через будущие границы фронтов и не перестроилась сразу на войну, с порядков "мирного времени". Начало войны застало многие международные поезда в пути, и с их пассажирами возникали разные волнительные ситуации.

Ниже - описания злоключений русских туристов, которых угораздило день объявления войны встретить в международном поезде на территории Германии.
Вот эта станция (Вержболово) в 1914-м была пограничной:



Карта пограничного с Германией пути следования "Норд-Экспресса" (из Атласа 1916 г.):


[...] Однако сейчас хотелось бы остановиться на событиях, привлекших пристальное внимание, по крайней мере, русской публики в далеком августе 1914 года, но оставшихся незамеченными последующими историками. Это судьба русских туристов, которые на начало августа оказались на территории Германии, бывшей излюбленным местом отдыха многих представителей высшего общества.

Согласно имеющимся сведениям, уже 15–16 (28-29) июля, когда Австро-Венгрия успела объявить войну Сербии, а Германия и Россия еще занимались дипломатическими играми, немецкие пограничники стали проявлять придирчивость к пропускам. Последний поезд через Эйдкунен – небольшой пограничный городок – беспрепятственно проследовал примерно в 17.00. 19 июля (1 августа), т. е. в день объявления войны. Он вышел в 12 часов дня 18 (31) июля (пятница) из Берлина, а на следующий день спокойно доехал до Кенигсберга. Дальше события разворачивались не лучшим образом. В столице Восточной Пруссии в вагоны забрались солдаты, которые объявили, что каждый пассажир, который высунется из поезда, будет расстрелян. Далее последовали противоречивые приказы: сначала предписывалось задернуть шторы, затем наоборот, их поднять. Когда поезд приехал в Эйдткунен, путешественников построили на перроне, где под начавшимся дождем устроили проверку паспортов. Затем началась вообще путаница. Вероятно, сами немцы не знали, что им полагается делать: сначала объявили, что все до Вержболова (русский пограничный пункт примерно в 10 км) пойдут пешком, однако, как только пассажиры выстроились, им приказали сесть в вагоны. Поезд доехал до границы, где встал на запасных путях. Здесь объявили, что все отправляются в Берлин; однако поезд тронулся и подошел к Вержболову. «Надо самому пережить все издевательства,— заканчивает проф. С.,— чтобы понять наше состояние. Совершенно измученные, голодные, с издерганными нервами, мы добрались до Вержболова, откуда с опозданием приехали в Петербург».

Ближе к полуночи наши пограничники приняли последнюю партию русских туристов. Поездом из Берлина они прибыли в Эйдткунен в 19.55 минут. Германцы им предложили: либо вернуться в Берлин или в Кенигсберг, либо самим идти до Вержболова. «Ступайте, если хотите, но я не ручаюсь, что русские не будут стрелять по вас. Если вас не примут, возвращайтесь обратно, и мы вас отправим в Берлин»,— заявил немецкий полковник. Не желая оставаться в Германии, несколько сот человек отправились в путь. Уже на мосту между Эйткуненом и Вержболовым их встретили шесть пограничников. Узнав, что это русские туристы, они послали за офицером. Когда тот прибыл, ему пришлось вызвать жандармов, которые появились примерно через двадцать минут. Все это время туристы (и в этом вряд ли стоит обвинять германцев) стояли на мосту, в густой липкой грязи и лужах после недавнего дождя. В итоге пришлось прождать около 4 часов, пока не окончился паспортный контроль.

Остальным, кто вовремя не обеспокоился покинуть пределы Германии, повезло меньше, хотя случались и исключения. К примеру, другая группа туристов (до 300 русских путешественников, в т. ч. депутат В.А. Маклаков, княгиня Трубецкая и князь Васильчиков) выбралась из Берлина в 12 часов дня 19 июля, на следующий день прибыв в Шталлупенен. Кн. Трубецкая с сыном решила пойти к начальству за пропуском, вслед за ней отправились Маклаков и кн. Васильчиков. Кругом стояли немецкие солдаты и были слышны возгласы, будто поймали шпионов. К удивлению русских, уланский офицер оказался сговорчивым и быстро выдал пропуска. Скоро их получили и другие пассажиры поезда, до Вержболова все же, по понятным причинам, пришлось добираться пешком.


(Отсюда)


Для справки. Расписание Петербург-Берлинского "Норд-Экспресса", а таже его московской разновидности
Tags: Германия, Российская Империя, военная история, железные дороги, уход в историю
Subscribe
promo periskop.su april 5, 2018 11:03 62
Buy for 250 tokens
Постоянные читатели блога обратили недавно внимание на то, что здесь стали редко появляться большие фотопосты с рассказами. Это совершенно так - потому что я с начала года вовлечен в сложный, но интересный проект. А именно, создаю путеводитель по Транссибу, книжного формата. Это тесно увязано и с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments