(всё, что далее написано, представляет лишь мои оценочные суждения и не претендует ни на какую окончательную истину)
Россия в наступившем хаосе сумела продемонстрировать необычную для постсоветской элиты изобретательность, волю и решительность, схватив из горящей украинской хаты приз стратегического значения - Крым, но на Большую Игру с радикальным изменением реалий не решилась, по ряду причин. Были некоторые поползновения на это, но 23-25 апреля они были окончательно обрезаны и вступил в силу мягкий сценарий "забрать мешок с призом, бочком-бочком протиснуться в тесном коридоре и попытаться улизнуть из помещения игрового клуба". Окончательно окно возможностей закрылось 25-26 мая.
Задним числом, однако, видно, что в марте - первой половине апреля мог бы быть реализован и более смелый в геостратегическом отношении сценарий: мягкий ввод войск в Большую Новоросссию (8 областей + промежуточная по параметрам Кировоградщина) и возвращение этой зоны в парадигму Русского Мира.
Новороссийские области (в которые я включаю и Слобожанщину, которая находилась в зоне влияния или в составе Государства Российского ещё с XVI века) - это области с двойной идентичностью, чрезвычайно пластичные и в основном русскоязычные. Практически, они подпишутся под сильным игроком и затем растворятся в нём - в отличие от Галиции, у которой чётко и ясно выражена только одна идентичность, подкреплённая своей религией. К Галиции в этом же качестве примыкает Волынь, но она уже менее монолитна, север там тоже пластичен.
В феврале с.г. старое украинское государство фактически переучреждалось - насильственным путём - поэтому и открылось такое окно возможностей. Майдан агрессивно отрицал УССР и связь с её историей, пошёл на прямой слом власти, нарушил старую конституцию, органы управления утратили легитимность и поэтому было поколеблено бесспорное право на то, чтобы оставаться в границах УССР. Границы некоторое время можно было определять заново, с чистого листа. Россия 3 месяца подряд не признавала переворота, законным президентом числила старого, и не была связана абсолютно никакими договорённостями с майданными деятелями (которые к тому же нарушили соглашение от 21 февраля).
Так вот этим обстоятельством и можно было воспользоваться, видимо. В более смелом и широком варианте.
Предлагаю обсудить альтернативку (сейчас её время ушло, увы): российские войска после крымского воссоединения берут под контроль 9 областей экс-Украины, возможно, под флагом миротворческих сил, или путём реализации решений съезда юго-восточных областей в Харькове (24 февраля). Противодействие украинских сил - минимальное, что показал Крым (80% личного состава либо распустилось, либо влилось в состав ВС РФ). Они были в основном русскоязычны и имели в руководстве кадры с советскими академиями и неопределённой идентичностью, а идеологизированных отрядов Национальной гвардии на тот момент не существовало. Проводится референдум, и либо учреждается Республика Новороссия, либо эти области прямо включаются в состав.
Давайте прикинем плюсы и минусы такого варианта.
Итак, моя версия (дополняйте их, и "+" и "-").
Плюсы.
+1. В зону прямого российского влияния включаются преимущественно русскоязычные области с общей историей и ценностями. Общее население возрастает на 23 миллиона. Из зоны враждебного идеологического влияния это число, соответственно, безвозвратно выводится. Гос.языками объявляется русский и украинский.
+2. Воссоединяется как промышленный, так и военно-промышленный комплекс, который строился и формировался в неразрывной связи с метрополией предыдущее столетие. Появляется возможность восстанавления технологических цепочек, действовавших в СССР, реанимации старых заводов, возврашение смысла существования для населения - вместо общей архаизации жизни. Возвращается значение Одессы, ключевого порта на Чёрном море и центра южнорусской идентичности, а также Харькова, как одного из главных центров ВПК и конструкторской мысли.
+3. Возвращается мощнейший сельскохозяйственный регион - житница, которая может кормить продуктами своего труда гораздо большее население.
+4. Новая Украина с враждебной идентичностью уменьшается до безопасного уровня страны класса Румынии (20-25 млн. населения), но при этом без выхода к морю, она также превентивно лишается "клыков" - мощного комплекса Днепропетровщины, Харьковщины, Донбасса. Радикально меняется геополитическая ситуация. В таком варианте она становится намного менее привлекательной для НАТО и ЕС, утрачивает возможный потенциал и переходит в разряд третьестепенных игроков.
+5. Создаются условия для торга с Европой с существенно усилившейся позиции.
+6. Уровень возможных санкций примерно равен или немного сильнее, чем в нынешнем варианте ("только с Крымом"). То есть, что с Новороссией, что с Крымом - примерно сходные последствия в негативном плане.
+7. Возвращается прямой контроль над частью общей советской трубопроводной системы экспорта углеводородов.
Минусы.
-1. Возможная реанимация военной составляющей блока НАТО, возвращение Штатов в Европу в военном смысле.
-2. Возможное объединение европейских стран на почве усиления России, консолидация "ястребов" и усиление антироссийской составляющей в их политике.
-3. Недовольство российской прозападной элиты разрывом с Европой и существенным ущербом для собственного потребления, нарастание внутреннего напряжения внутри элиты.
-4. Просадка авиапрома и авиационных сообшений из-за сильной зависимости от Запада в этом секторе. Крах ряда перспективных совместных проектов (SSJ и проч.). Как следствие, увеличение доли наземных сообщений.
-5. Просадка станкостроения и поставок станков в промышленность (по факту - самое опасное последствие из всех, кроме п.1).
-6. Усиление зависимости от Китая.
-7. Серьёзное ухудшение положения УПЦ МП на оставшейся части Украины, возможная экспансия УГКЦ и раскольнических церквей.
Это только примерная прикидка.
Что ещё в балансе плюсов и минусов? Какие были бы возможные последствия?
Дополняйте, составим полную карту баланса :)
Просьба без истерик, плиз.
Это просто моделирование альтернативного развития событий.
Journal information