Предыдущее, кто помнит, было уханьское, в глубинном Китае. Так вот, если уханьское - пример молодого метро, только-только вылезшего из пелёнок (ему чуть более 10 лет), то парижское - это благообразный старичок с почтенным возрастом в 114 лет. То есть - метро старое и заслуженное. А также большое и разветвлённое, 14 линий. Поэтому данный пост не претендует ни на какие системные охваты этой сущности, а представляет собой просто объединение впечатлений и путевые зарисовки с тех линий, которыми автор воспользовался в начале лета этого года. Это были семь линий, со станциями преимущественно в центре и на востоке города - базировался я в Париже близ станции Charenton Ecoles, на берегу Марны.
Давайте вместе спустимся в парижское метро и пунктирно посмотрим, что это за сухов (с) :)
В парижском метро - огромное разнообразие колоритных пассажиров
2. Метро в Париже проходит преимущественно близ поверхности, оно очень неглубокого заглубления, поэтому обычно спуск туда быстрый. Павильоны метро, конечно, кое-где есть, но на многих станциях это просто дырка в асфальте - как в подземный переход - и спуск вниз. На фото видна также эмблема здешнего метро (станция Charenton Ecoles).
3. То же самое, но вечерний вариант.
4. Внизу, почти сразу - билетные автоматы и турникетный вход. К сожалению, купить "голосом" у служителя почти нигде не выйдет (они несут только информационную вахту), так что в вариантах остаётся только билетный автомат (тут подробно про зоны и билеты).
5. Вход на территорию метрополитена. В отличие от Берлина, он не свободный, а в отличие от Москвы и Питера, просто так проскочить "козликом" поверху не выйдет: предусмотрительные парижане снабдили турникеты верхними щёчками. И я понимаю почему: исходя из структуры пассажиров, тут бы прыгал каждый четвёртый. Справа видна информационная стойка, билет в ней купить нельзя.
6. А вот и вид билетов. Компостировать надо на входе, или засовывать в турникет, для метро. Действительны для разных видов транспорта.
7. Переходы между станциями, между разными платформами станций - это отдельная песня. Вообще, они предельно утилитарны, но иногда представляют собой колоритную картину, вследствие того, что французы не сильно заморачиваются их внешним видом во время всяких сервисных работ.
8. Иногда переходы вылизаны и аккуратны.
9. Иногда - с некоторыми признаками лёгкого разгильдяйства, свойственного французам вообще.
10. Порой представляют собой развязки с многочисленными вариантами.
11. ...а иногда несут в себе признаки разгильдяйства тяжёлого :)
12. Вот, например. Колорит так и прёт!
13. А тут и ещё лучше. Не хватает только пары воришек, режущих кошелёчки граждан где-нибудь на углу :)
14. Длинный траволатор-переход; кажется, под Северным вокзалом.
15. Схема метро крайне сложная и замороченная, разобраться в ней с непривычки не так просто. Тут перемешаны метро, RER и пригородные электрички, а зона охвата включает также и сообщения прилегающего к Парижу региона Иль-де Франс.
16. Поэтому часто практикуется вот такой вариант: нажал нужную станцию, а лампочки тебе выдают нужный маршрут или варианты его (часто можно проехать 2-3 вариантами, далеко не все линии взаимно пересекаются).
17. Станции метро в основном без украшательств, простые и функциональные. Но не такие бездушно-вылизанные, как в китайских метрополитенах, тут обстановка более живенькая.
18. Много станций двухплатформенных: чтобы попасть с одной стороны на другую, надо кружить по переходам.
19. Но есть и островные.
20. ...можно заглянуть в закруглённый тоннель.
21. На станциях везде есть мусорки, в отличие от нашего метро, где требования безопасности это не допускают. Мусорки прозрачные, как в Милане, всё видно, кто что бросил.
22. Тем не менее, наличие мусорок часто не помогает, и парижане просто бросают мусор на пол. Или ставят на скамейки.
Запах на станциях (в противоположность, скажем, миланскому метро, который воняет жжёной резиной) обычно нормален, вентиляция работает более-менее. Однако несколько раз натыкался и на станции с затхлым запахом.
23. Станция с металлическим потолком, скреплённым клёпками (Strasburg Saint-Denis). Этнический состав, в среднем, включает примерно четверть-треть небелых пассажиров. Изредка до половины, на некоторых линиях.
24. Поскольку много станций довольно тесных, то может образовываться неслабая толпа, особенно на пересадочных.
25. Элементы дизайна - вот такие милые ожидательные креслица (Reuilly-Diderot).
26. Метропоезда на разных линиях - разные. Есть на рельсовом ходу, есть на резиновом. Табло показывает, сколько осталось до прибытия двух ближайших метропоездов.
27. Самые современные поезда ходят на "дефансовской линии" №1. Тут путь ещё и отгорожен.
28. Там же.
29. Станция Jussieu на 10-й линии.
30. Рекламы на станциях и в переходах много, она часто заполняет почти все пространство стен.
31. Шестая линия. Сядем в поезд? :)
32. На Восьмой линии поезда другие.
33. Пассажиры. Что интересно, доля "гаджетчиков" тут заметно ниже, чем в Китае, многие могут читать просто бумажные книжки или газеты.
34. Более современный поезд-гусеница. Линия 1 на Дефанс.
35. Есть места, где метропоезд выскакивает на мосты. Вот, пересекаем Сену мостом. Это вроде бы близ Аустерлицкого вокзала.
36. Пассажиры в метро самые разные, пестрота и разнообразие их поражает. Пару раз замечал и "работающих" карманников, для них тут отличные условия: узкие переходы, много народу, много суеты, во время посадки активно работают локтями.
Вот такие зарисовки.
Спасибо за внимание :)
Journal information