Правда, их разделяет шенгенский барьер, и поэтому пассажиропоток в Минск относительно невелик. Тем не менее, сообщение есть, в том числе и по ж/д - которое я и протестировал пару дней назад. Между столицами Литвы и Белоруссии бегает маленький двухвагонный экспресс дважды-трижды в день. И бегает относительно быстро - всего 2,5 часа ходу. В 7 утра выехал, в 9.30 в Минске - т.е. весь световой день в распоряжении.
Ниже - небольшой фоторассказ об экспрессе, с его плюсами и минусами.
Литовский экспресс прибыл в Минск
2. Раннее утро на Вильнюсском вокзале. Внутри в этот раз не снимал - приехал рано, вот только для истории заснял плакат с объяснением для литовцев грядущего перехода на евро. В билете была напечатана рекомендация подъезжать за 30 минут "для таможенного досмотра". Т.е. в 6.30, на мой рейс.
3. Прохожу досмотр и погранконтроль, мне сразу же пропечатывают выездной штамп и выпускают наверх, в огороженную зону международных сообщений. Поезд уже стоит, посадка идёт. Это - польский дизель-поезд производства компании PESA Bydgoszcz.
4. Для понимания, где находится зона международных отправлений Вильнюса - фото сделано на 2 дня раньше этого рейса.
Видите, справа огороженная с двух сторон платформа, с постройками? Это она и есть. Внизу, в подземном переходе - таможня и пограничники, просто так не пройти. На посадке спрашивают билет, и только когда его покажешь - начинают погранконтроль. Обратное тоже верно - и именно поэтому знаменитый "калининградский тарифный финт" (т.е. выход в Вильнюсе с действующим шенгеном, но билетом до станций Калининградщины, который более чем вдвое дешевле) представляет собой чистую лотерею на везение. Билет сейчас чётко спрашивают и на выходе, и результат непредсказуем.
Кстати, сейчас литовцы построили Duty Free прямо на платформе, можно закупиться беспошлинным алкоголем и духами.
5. Возвращаемся к нашей рельсовой гусенице. Поднимаюсь, ищу своё место. На входе контроля уже нет, просто жмёшь кнопку двери и заходишь.
6. Экспресс от Lietuvos Geležinkeliai совсем новенький, даже не знаю, когда его поставили на линию. Все объявления дублируются на 3 языках: сначала на литовском, потом на русском, потом на английском.
7. Большим плюсом является прохождение маршрута без какой-либо остановки на погранконтроль. Литовский осуществляется при посадке, а белорусский - на ходу между Гудогаем и Молодечно. Поезд идёт шустро, и время в пути утреннего рейса всего 2,5 часа. Для сравнения - автобус на этой линии идёт на полтора часа больше, ок. 4 часов.
8. Двери.
9. Сидения комфортны, расстояния до соседа не самолётные - то есть вполне нормальны. Крепкий и прочный деревянный откидной столик.
10. Туалет во 2 вагоне, большой. Есть и маленький, в 1 вагоне (см. на фото №5).
11. Вид на 2 вагон, от туалета.
12. Внутри. Чисто и просторно.
13. Правда, несколько смазывает пасторальную картинку то, что кресла жёстко зафиксированы в разные стороны - есть как по ходу поезда, так и против него. 50:50. Мне повезло, я сидел по ходу - но многие против, что на мой взгляд не очень гут.
14. Второй недостаток поезда, посущественней - это то, что а) нигде не предусмотрены места для объемного багажа, и более того, б) верхние полки находятся настолько близко к потолку, что туда можно просунуть разве что тонкий дипломат. Даже мой небольшой рюкзак не влез! И это при том, что полки крепкие, алюминиевые и прикреплены прочно. Я прикинул, что расширение пространства наверх сантиметров на 10 дало бы возможность многим разместить небольшой багаж наверху.
15. И из-за этого, как видите, пассажиры везут большие сумки около себя, загромождая проход. Крайне неудобно. Не знаю, отчего литовские железнодорожники про это не подумали. Сообщение-то международное, это не электричка на Тракай. Конечно, спасало то, то поезд был заполнен примерно наполовину - поэтому можно было разместить сумки-пакеты и на соседнем сиденье, ну а если бы всё было заполнено?
Третьим минусом поезда было то, что в пути проводники предлагают пассажирам какую-то невнятную маленькую коробку с цветными химическими банками типа спрайта 0,3л и в ассортименте нету даже элементарной минералки в бутылочках! На моих глазах человека три из соседей недоумённо спросило про воду, но проводница только пожимала плечами, отвечая всем, что воды нет. "Берите вот спрайт, 7up, фанту" и прочие баночки. Ну а чая-кофе, горячего - и вообще нет в принципе. Вообще, про это можно было бы как-то и подумать.
Да, и ещё, проблема с розеточками. Впрочем, я так понимаю, что польский исходник не предполагал международного сообщения, а был предназначен для малодеятельных линий с низким трафиком.
16. Впрочем, ладно. Зато сообщение быстрое. Уже в 9.30 мы оказались в Минске.
17. Литовский поезд приходит на тупиковый путь с западной стороны. Поскольку всё пройдёно, сразу выходишь на простор :)
Спасибо за внимание :)
Ещё будет пост про разнообразные минские детали, подмеченные мной за день.
Journal information