Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Category:
  • Mood:

Вильнюс. Транспортная система города

Как-то так получалось, что прибалтийские столицы у меня в загоне, и писал я о них мало. Разве что про Таллин немного побольше. Так вот, в этот раз в Вильнюсе (4-й по счёту) я поступил нестандартно: очертил себе круг старого города и даунтауна, куда вообще не заезжаю, дабы не искажать реальную картину - и в итоге смотрел обычный город, не туристический. Разве что напроход проехал на троллейбусах, пару раз, и выходил по делам у оперы. Побывал, наконец, на телебашне (да-да, той самой), подгадав погоду, в разных окраинных районах севера и запада, на востоке - в Ужуписе и Антоколе, прошёл пешком идеальный советский спальник, получивший в 1970-е Ленинскую премию по архитектуре (о нём будет отдельный большой пост), и ухватил наконец психологически общее устройство города, в транспортном смысле.

В реале, Старый Город, о котором приезжие и судят о литовской столице, занимает ничтожную площадь - не более 1/20 от остального города. Маленькое пятнышко. И судить по нему о городе в целом никак нельзя. Даунтаун на другой стороне Нериса тоже маленький и довольно скромный по площади.

В этом посте - небольшой рассказ о транспортной системе Вильнюса, какой я её увидел. Он не претендует на полноту, но общие контуры системы раскрывает.



2. Так сложилось, что Вильнюс - единственная "нетрамвайная" прибалтийская столица. Увы. Конечно, трамваи придают неповторимый, особенный колорит любому городу, но тут обходятся без них. Как замена трамваям, тут очень развит троллейбусный транспорт - множество маршрутов, разветвлённая сеть. В большой плюс городу - довольно оптимальное транспортное сообщение, хорошие по качеству дороги, "квадратичная" (т.е. не вытянутая в одном направлении, а компактная, с равномерным распределением по сторонам света) сеть дорог, спланированная в основном ещё в советское время и привязанная к спальникам. Много хордовых сообщений, не надо ехать через центр. Много дорог с разделительными полосами.


3. Давайте посмотрим планировку и устройство сети. Я переснял тут схему ОТ с остановки. Они висят тут не везде, как в Эстонии, но на главных нагруженных остановках есть. Смотрите, сеть строится из автобусов (синие линии), троллейбусов (красные) и автобусов-экспрессов (зелёные). Экспрессы идут быстрее и имеют в среднем в 2-3 раза меньше остановок на пути. Электрички играют минимальную роль во внутригородском трафике, так что их можно не принимать во внимание.


Тут - расписания всех автобусов и троллейбусов.
Расписание в принципе соблюдается - в основном. Удобно, можно планировать.
Иногда я попадал на сбои, пару раз, но это не система.

4. Вечерняя пробка (вид с телебашни) на оживлённом Лайсвес-проспекте, связывающем запад и север города и нанизывающем на себя отвороты в большие спальные районы. Смотрите, крайняя правая полоса свободна и там идут автобусы. То есть, ОТ экономит в час пик определённое время для пассажира.


5. Вот быстрые экспрессы. Они имеют индекс G, и их немного маршрутов. Это как бы некий аналог метробусов, но для небольшого города без сильных пробок (Вильнюс сейчас насчитывает несколько больше полумиллиона человек - масштаб Оренбурга, Тулы, Иркутска).


6. Скоростной экспресс внутри.


7. Билеты - либо разовые талончики (дорого и невыгодно - 3.5 лита), либо карточки на время.
Карточек много, на любой вкус - и они в принципе быстро окупаются, если ездишь не менее 4 раз в день. Активировал её первый раз на валидаторе внутри и затем ездишь спокойно. Обратите внимание, что внутри автобуса предупредительная надпись дублируется и по-русски, редкое для литовской практики дело. Хотя языкового барьера практически нет, и сейчас даже молодёжь, которая в большой доле не говорила по-русски ещё в середине "нулевых", тоже может вполне ответить по-русски. В целом, у меня проблем с общением не было ни разу, и об английском в этот приезд я и не вспоминал.


8. Это обычный автобус, не скоростной.


9. А это - троллейбус, рабочая лошадка местного электротранспорта. Старых "Шкод" осталось ещё довольно много - по моей оценке примерно половина.


10. И внутри оного.


11. ...Но много и новых польских "Солярисов".


12. Схемы сети часто клеят на окна, где почти ничего не разглядеть.


13. Стандартная остановка. Тут все останавливаются, и "зелёные" (экспрессы) в том числе. Обратите внимание на крутящиеся вокруг столба круглые короба, о них ниже.


14. Очень хорошая фишка Вильнюса - комбинированные указатели на районы, близлежащие и на направления в центр, с указанием километража. Реально помогают в ориентировании, если нет карты.


15. Вот ещё пример, на севере города. Чётко и понятно.


16. А вот крутящиеся короба с расписанием поближе. Там, где много транспорта, их может быть два, три. А где мало - один. Покрутил, посмотрел время, нашёл нужный маршрут и знаешь, сколько его ждать. Простое решение, но вполне удобное.


17. Кое-где висят и большие схемы транспорта, но чуть ли не половина из них вандализированы граффитчиками (но об этой проблеме города позже, в другом посте).


18. Есть там и закос под прогресс - в виде таблицы ожидания ближайших маршрутов. Вот только в отличие от соседних Белостока и Минска, вильнюсские деятели почему-то закупили "слепые" табло. Если в пасмурную погоду их ещё неплохо видно...


19. ...то в солнечную приходится ходить и искать нужный угол, чтобы рассмотреть содержание. А иначе ничего не видно. Так что надёжные крутящиеся короба на столбах рулят. Несмотря на мелковатый шрифт. Кстати, инфографика ниже табло чётко показывает категорию останавливающихся маршрутов. Цвет - как на схеме. Понятно и быстро привыкаешь.


20. Исторически, в Вильнюсе основательные литовцы ещё в 1970-е начали строить 2-уровневые пересечения магистральных и "спальных" дорог. Так что часто, чтобы перейти на другую сторону, надо использовать либо мосты, либо подземные переходы. Дороги во многих местах разгорожены по разделительной, и не перебежать.


21. В основном, конечно, реальный жилой Вильнюс сформирован при СССР - более чем наполовину. Спальники и окраинные районы составляют огромные площади. Постсоветское строительство относительно небольшое, точечное (за вычетом даунтауна и торговых моллов), досоветское - в пределах центра и вблизи.


22. И вот тоже - реальный, а не туристический Вильнюс. Именно в таких районах живёт подавляющее большинство жителей. Об этом конкретном районе (Лаздинай) будет отдельный рассказ, кстати.


23. В заключение, надо упомянуть и велосоставляющую города. Власти нарисовали во многих районах велодорожки - по принципу "как в Европе". Однако, удивительное дело - я почти не видел, чтобы по ним кто-то передвигался на великах! За 5 дней пребывания я смог увидеть в реале 2 (двух!) велосипедистов - и это при том, что исколесил множество районов. С третьего дня пребывания мне вообще стал интересен этот феномен, и я специально разглядывал окрестности с транспорта или передвигаясь пешком, ища взглядом велосипедистов. Но, как я понял, велосипедизм тут пока не привился и особо не популярен. В принципе, я тут успел застать и довольно тёплые дни середины октября, но вот с 2-колесными друзьями как-то совсем не заладилось.


24. Есть тут и городские велопрокаты. Видите, даже часть великов вроде бы взята. Но в реале я не видел ни одного "оранжевого", ни разу! Загадка...


25. "Оранжевые" поближе.


Остальные ипостаси города, увиденные мною, постараюсь раскрыть в других постах.
Tags: Вильнюс, Литва, авто, анализ, вело
Subscribe

promo periskop.su июль 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 100 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →