Фильм на английском, но это неважно - даже тот, кто не знает язык, полностью погружается в атмосферу мира 1929-го: всего два месяца остаётся до Великой Депрессии, и пока мир ещё веселится. СССР ещё не начал индустриализацию, Японская империя на взлёте и дышит бодро; веймарская Германия танцует, веселится и пьёт, но уже разъезжают по республике штурмовики. Операторам, освещавшим полёт, удалось заснять интереснейший сюжет на вокзале Фридрихсхафена, где поездом прибывают штурмовики СА, улыбаются и приветственно машут в камеру. Ещё никто не знает, что будет не только через 10 лет (начало Второй Мировой), но и через 3 месяца (погружение Запада в жесточайший кризис). Мир 1929-го - совсем иной. Мир тяжёлой индустрии, дизельпанка, дирижаблей, торжества радио и женской эмансипации. Смотрится реально на одном дыхании: я посмотрел его целиком и затем ещё пересматривал ряд фрагментов заново, несмотря на почти полтора часа хронометража.
Ниже - пара десятков скриншотов из этого потрясающего фильма (но лучше всё равно его смотреть полностью).
1. Как вид транспорта, дирижабль невероятно трогателен: гиганта длиной с линкор сотни людей выводят из ангара буквально "на плечах", а впереди тянут канатами.
2. Вот, реально "несут" на плечах!
3. Момент отрыва.
4. Масштаб гиганта, со стоящими рядом людьми.
5. Вторая уникальная особенность - это то, что можно было свободно открыть окно (иллюминатором это просто не поворачивается язык назвать) и смотреть вниз. И даже в полёте (средняя крейсерская скорость от 90 до 110 км/м) открывали и смотрели/ снимали.
6. Вот, прямо в открытое окно замеряет местоположение.
7. А это момент подъёма в небо. Окно преспокойно открыто, и тем, кто на земле, можно просто помахать.
8. Рубка со штурвалом. Прямо как на корабле, если бы не конструкции каркаса.
9. Дизельпанк просто концентрированный!
10. Слуховая труба! Ну чем не воздушный крейсер! :)
11. В пассажирских каютах - наклонные вниз стёкла.
12. Механик прямо в небе спускается по лесенке в моторную гондолу на свою вахту.
13. В столовой цеппелина. В центре кадра - единственная женщина кругосветной экспедиции, из 60 человек участников.
14. Кстати, эта женщина - Грейс Маргарет Драммонд-Хей - очень примечательная особа. Тут ей 34, и она популярная журналистка, певица дизельпанка и локальных войн. Вышла замуж в 25 за человека старше её на 50 (!) лет. Потом он быстро помер, она осталась одна, в почётном статусе молодой аристократической вдовы - как тут. Ездила в Абиссинию на войну, потом в Маньчжурию. Там-то её японцы и интернировали, и она попала в лагерь в Манилу. На Филиппинах в плену потеряла здоровье и после освобождения почти сразу и померла (1945), в возрасте 50 лет.
15. А вот первая из посадок на пути - Фридрихсхафен. Вокзал, прибытие поезда.
16. Ба, да это же ребята из SA!
17. Идут, радостные, машут, на какое-то своё партийное мероприятие. Скоро уж и их час настанет - кризис даст шанс НСДАП.
18. А это на встрече цеппелина в Токио.
19. На встречу собралась огромная толпа и её подогревают истошными криками "Банзай!" (слышно в фильме) пламенные имперские ораторы-ветераны.
20. На этом же митинге выступает и отец практического дирижаблестроения Германии - герр Хуго Эккенер. Он переживёт трагический конец эры воздухоплавания (1937), крах Третьего Рейха и доживёт аж до 1954 года.
В общем, фильм потрясающий. Смотрите обязательно.
Journal information