Теперь мой спич – о транспорте, которые меня так восхитил в этом городе. Потому что перерабатывать 4 миллиона человек на огромной распределенной территории, плюс миллионы визитеров и туристов, да еще без значимых пробок и толчеи – как житель мегаполиса, знаю, что это очень сложно.
Схема движения транспорта BVG – очень запутанная, и разобраться там без бутылки очень сложно, даже с московскими навыками. Около 15 линий метро, еще около 12-ти – S-банна, куча хордовых соединительных линий других видов транспорта. С соединительными линиями вообще все непросто, т.к. даются на схеме они не все, и одним и тем же видом линии изображается и трамвай (в Вост. Берлине), и автобус (в Западном). Кроме того, по маршрутам соединительных линий движутся и другие, непоказанные на схеме маршруты – так что уехать «не туда» шанс есть.
У меня был случай: с главного вокзала надо было попасть на Потсдамер Плац, и я нашел по схеме, что напрямую (3 остановки) идет маршрут М41. Что это такое, было непонятно. Я стал бродить по всем пяти уровням вокзала, читать указатели, уже из принципа, потерял почти 20 минут, но так и не нашел эту загадочную М41 и с позором, признав победу хауптбанхофа, ретировался туда более длинным путем через Цоо. И только потом выяснил, что это мог быть автобус с индексом М или трамвай, в зависимости от района.
Основные виды берлинского транспорта - это метро, городская ж-д, трамвай и автобус. Троллейбусов там нет. Есть ещё велорикши, но это скорей игрушка :)
Метро (U-bahn).
Метро довольно неглубокое, станции часто – почти как в Париже. Ходит по-разному, но немного реже, чем в Москве/Спб. Всегда высвечивается, сколько осталось до прибытия поезда конкретной линии. На одних путях могут проходить поезда нескольких линий.
Никакого контроля нет, ни турникетов, ни тёток – иди, спускайся и езжай. Но если попался на облаву/проверку – то твои проблемы, братец. Один раз и я наблюдал такую облаву перед Александерплац, с утра. Заходят в три двери три шкафа, один наблюдает за обстановкой, а двое проверяют билетики у всех по обоим сторонам. Грозно, быстро, эффективно.
Станции есть как светлые и просторные...
...так и полутемные, небольшой площади.
А вот сам поезд Ю-банна (желтенький – правда бывают и оттенки жёлтого).
Внутри метропоезда вагоны соединяются гармошками. Вот так.
Вагоны содержатся в хорошем, даже отличном, состоянии на большинстве линий, правда одну наблюдал с вагонами «не очень», но вот номер линии не запомнил.
Городская ж-д (S-bahn).
Это, я думаю, фишка даже покруче метро по реальной пропускной способности, и если бы не С-Банн, то метро было бы такой же селедочно-набитой субстанцией, как в Питере. С-банн имеет тоже много линий и выходит далеко в пригороды, например в Потсдам. Но это – наземная в основном дорога, идет по эстакадам. К моему удивлению, гремят они не сильно, наверное раз в 5 тише, чем Филевская линия. Но проходят линии С-баннов даже в самых невероятных местах (я уже приводил пример с Островом Музеев, которые линия режет надвое). Линии С-банна есть супердлинные, километров по 70, пересекающие Берлин и заходящие далеко в предместья.
Вот, например, линия S5 у парка Тиргартен (по которой я в основном и ездил). Станция находится прямо над дорогой. И вагончики у С-Банна не желтые, а красные или красно-желтые.
Вот так С-банн-поезд выглядит спереди.
Обычно у него сдвоенные гармошкой вагончики, а всего около 10 вагонов.
Внутри вагона С-банн (суббота, рано утром, поэтому народу почти нет – берлинцы спят по домам).
Точно так же, как и С-банном, по стандартному дневному или недельному билету можно пользоваться и региональными поездами, идущими по системе линий DB через Берлин (внутри города, конечно). Они останавливаются на многих остановках в черте города.
Вот такой вот 2-этажный поезд.
А это он же, но внутри.
В Берлине нет таких основных вокзалов, какими привыкли видеть их мы (последние были уничтожены в 1945 г.). Там много узлов-вокзалов, где останавливаются абсолютно все поезда, включая сверхскоростные ICE – думаю, штук 10 или 12. И есть один огромный главный вокзал, Хауптбанхоф (про него я еще расскажу отдельно – ему всего год от роду).
Вот пример вокзала-узла транспорта. Это Цоо (Цоологишен Гартен), бывший главный узел Западного Берлина. Вверху – С-Банн и поезда, внизу – метро, по бокам – автобусы.
А это вокзал-узел Фридрихштрассе.
Подземный и заново отстроенный вокзал Потдамер Плац банхоф. Это – уровень С-банн.
Окраинные и отдаленные вокзалы и станции С-банна поскромнее.
Вот, например, Трептов-парк.
Берлин – это мегаполис, и ему присущи разные и негативные явления, от которых никуда не деться. Бывает разное – и ходят вдоль поезда, просят (как у нас), только пореже – и в основном турки с дитями, ходят играют на разных инструментах, и на станциях просят. И если вам скажут, что в Германии этого нет – рассмейтесь тому умнику в лицо. Всё есть, только пореже и не в центре, где за этим следят.
Вот, например, поляк-панк (почему-то они все с собаками ходят) на вокзале Александерплац играет на барабане (а в Бремене я видел трансвеститов, которые тоже здорово развлекали толпу).
А вот мусор на станции - пересечении с Ring (Осткройц), несмотря на 4 разных мусорки. Тоже бывает – это после утреннего часа пик не успели убрать. Ведь тут тоже сорят, но только убирают быстро и сорят (надо признать) все же поменьше – культура поведения у народа повыше (я имею в виду немцев, конечно).
Трамвай – был принадлежностью Восточного Берлина, но настолько прижился в городе, что сейчас уже тянут линии и в Западный Берлин, где его изничтожили еще в начале 60-х. Трамвай тут приятный и красивый, ехать одно удовольствие.
В Западном Берлине в основном 2-этажные автобусы.
Вот вид на 2-м этаже.
А это вид с верхнего яруса 2-этажного автобуса на улицу Курфюрстендамм. Как видите, есть выделенная линия для автобусов, которая довольно строго соблюдается.
Женщина-водитель автобуса. Везет пассажиров с Цоо в аэропорт Тегель.
Вот выход линии Ю-банна (метро) на поверхность, близ Ангальтербанхоф. Как видите, в зоне отчуждения мусорок имеется, но сама линия чиста.
А это пример того, как линии С-банна прорезают самые населенные районы центра Берлина. Выходит с Александерплац, и идет чуть ли не вдоль домов, а еще один – видите – строится, повторяя изгиб линии (т.к. земля дорогая). И как вот в таких домах работают, я даже и не знаю, ведь поезда С-банна каждые 3-4 минуты идут...
С билетами там довольно просто: разовая поездка (2.10) невыгодна, а если брать дневной билет на зоны AB, т.е. Берлин без пригородов (5.80), то можно весь день ездить хоть на чем до одури с бесконечными пересадками, и билет работает до 3 часов ночи. Только надо перед первой поездкой его закомпостировать, и всё. Есть 3-дневные, а у меня был недельный билет на все зоны (см. ниже). Но вариантов билетов много, я все не знаю.
Продолжение следует.
Journal information