«Решение о разработке БЖРК принято. Московский институт теплотехники уже приступил к опытно-конструкторским работам. БЖРК "Баргузин" поступит на вооружение одной из ракетных дивизий РВСН в составе до пяти ракетных полков», — сказал источник, уточнив, что эта работа будет завершена до 2018 года.
Особенностью нового БЖРК, по словам собеседника агентства, будет абсолютная схожесть «ракетного поезда» с гражданскими железнодорожными составами. Это связано с применением более легкой межконтинентальной ракеты, чем у прежней версии комплекса. Предыдущий отечественный БЖРК 15П961, созданный в 1980-е годы, был рассчитан на крупные ракеты типа РТ-23УТТХ «Молодец», и поэтому составы комплекса имели незначительные, но вполне заметные отличия от обычных составов.
О создании в России нового БЖРК было официально заявлено в конце 2012 года, также было сообщено, что комплекс получит на вооружение версию твердотопливной ракеты типа «Ярс». В декабре 2014 года командующий РВСН Сергей Каракаев заявил, что БЖРК получит шифр «Баргузин».
(отседова)
Собственно, я ничуть не удивляюсь реанимации этой соблазнительной в условиях России темы.
Ей не повезло дважды: 1) со временем внедрения - всего за 6 лет до распада СССР, и 2) с производителем - Днепропетровск, вторая ракетная столица СССР в лице "Южмаша". Тогда ещё, понятно, никто не мог знать, что Красная Империя распадётся и варварские постсоветские королевства на её обломках поплывут в разные стороны. Гигантская и сложная всесоюзная кооперация в условиях утраты общего стержня развития начала сыпаться, регламентное обслуживание от "зарубежного" производителя с неясными устремлениями стало представлять опасность. Тема поддерживалась по инерции ещё около 10 лет и затем закономерно увяла.
Сейчас же соблазн "новой" БЖРК стал гораздо выше, по многим причинам.
1.Самое главное соображение - конечно же, то, что его будут делать не на основе "большой" днепропетровской РТ-23 УТТХ со стартовой массой более 100 т. А с пусковым контейнером - более 127 т. Плюс вес тары вагона - всего выходило под 200 тонн (!). То есть, предельная нагрузка на ось, для восьмиосного вагона. И таких вагонов в поезде не менее трёх, так что приходилось передавать часть этой нагрузки на соседние вагоны. Сам факт прохождения такого поезда предъявлял очень высокие требования к верхнему строению пути ж/д СССР, мостам и радиусам кривых. Сейчас же ракетные вагоны можно делать на основе своей ракеты типа "Ярс" - продолжении линии Тополь-М. А она тоже твердотопливная, но весит всего 50 тонн. С пусковым контейнером - около 75 т. Т.е. можно будет обойтись, возможно, даже шестиосным вагоном-рефрижератором (или вагоном для легковесных грузов), не добирая до предельной нагрузки на ось и имея по этому параметру запас. В прошлом посте на тему я даже указывал конкретный вагон - стандартный 6-осный модели 15Т56.
Длина "Ярса" примерно такая же (точней, примерно на метр короче), но сама ракета тоньше на четверть и легче вдвое, то есть, нагрузки на ж/д инфраструктуру будут гораздо ниже.
2. Раз ракетные вагоны будут в полтора-два раза легче, то и возможность полноценной маскировки "под гражданских" существенно увеличивается. Отпадает необходимость в передающих нагрузку крюках, хорошо идентифицирующих состав для наблюдателей на станциях, и необычных сейчас рефрижераторных 8-осников. Вопрос, конечно, с локомотивами: тройная "машка" - самый главный демаскирующий признак, но и этот вопрос можно как-то решить на новой локомотивной основе, скорей всего. Кроме того, расширяется допустимый полигон курсирования - опять же потому, что возить будут не стотонные ракеты на пределе осевой нагрузки, а 50-тонные. Это означает, что требования к состоянию пути не будут уже такими строгими.
3. Зато, при этом, все технические решения были привязаны к нашим конкретным ж/д, отработан многократно миномётный старт, вообще весь конкретный опыт эксплуатации очень ценен. Кадры, его эксплуатировавшие - ещё в полном здравии, им 45+. Как минимум, со "старыми" кадрами можно консультироваться, ведь был накоплен реальный опыт с выявлением "детских болезней" и нюансов. Ракетные городки и часть инфраструктуры по факту ещё остались за Минобороны (ЗАТО Кедровый и Звёздный). То есть, не надо заново с полного нуля всё делать, а можно на прежней территории строить новые сооружения. Ну и конечно, теперь всё будет локализовано внутри РФ: производство, регламентное обслуживание, элементная база и т.д. РГЧ ИН в ракете сохраняется, это не моноблок. Только, возможно, число ББ в каждой ракете будет сейчас меньше.
В общем, в нонешних условиях и с вдвое более лёгкой ракетой делать БЖРК - абсолютно понятно и вполне эффективно. Рассредоточение составов будет производиться гораздо быстрее и с большим возможным полигоном, затерять их среди гражданских поездов будет намного проще, а пуски вестись уже не на предельных нагрузках на ж/д пути. И всё это - заметно дешевле строительства даже одной ПЛАРБ + инфраструктуры баз для них, т.е. эффективность налицо.
Интересно, что в посте за 2013 год я даже обозначил и период, за который такое дело можно реально сделать:
Но сама идея нового поколения БЖРК, как видим, не померла и живёт. Очень уж привлекательна.
Возможно, лет через 5 и воплотится во что-то материальное.
2013+5 = 2018, о котором и сказали сейчас :)
Journal information