Исторически это было пересечение транспортных потоков север-юг и восток-запад и самое оживленное место Берлина времен Второго Рейха, а затем и времен веймарской республики. Не зря на ней стоит и работает, с 1924 г., самый первый электросветофор Европы. Увы, я его не снял, потому что не знал про его историю – он так скромно в углу стоял. Потоки пассажиров и плотность магазинов тут были огромны.
Потом война, 1945-й и сильнейшие бои – и неудивительно, что сильнейшие, т.к. новая Рейхсканцелярия и почти все министерства Третьего Рейха были тут рядом. Площадь становится развалинами. Через три года делится Берлин, и невосстановленная ещё площадь оказывается поделенной между советской и американской зонами. Руины постепенно расчищают.
Затем – 1961-й, Стена и Потдамерплац (вернее, расчищенное поле на ее месте) – это «мертвая» зона между Восточным и Западным Берлином. На целых 28 лет. Тут можно пасти овец и жарить с костерком шашлыки.
Ну вот, смотрите сами.
Это Потсдамер Плац в 1983 году, такой она была. Видите, поле почти чистое?
«Красная линия» - это Стена, слева – Западный Берлин, справа – Восточный. Чуть правеее идет вторая стена, «буферная», которая образовала большую мертвую зону.
А теперь смотрите и на следующий снимок, ниже. Цифра 10 – этот тот самый небоскреб Дойче Бан, в котором отражается другой небоскрёб напротив. Цифра 8 – это единственный сохранившийся после войны дом, он искусно вписан в небоскрёбы и можно даже подумать, что он часть этой застройки. Цифры 6 и 7 – это контуры восстановленной соседской площади Ляйпцигер Плац. Цифра 5 с коричневым контуром - новая (большая) Рейхсканцелярия, в которой и базировался Гитлер. Цифра 4, выше – его бункер (под землей). На севере: цифра 2 – это Ворота, а 1 – это Рейхстаг, южный кусочек здания.
То есть на западной части площади немцы после обьединения Германии получили возможность строить «с нуля», так, как хочется. Что они и сделали. Ведь тут не было вообще ничего, кроме одного 4-этажного дома (цифра 8).
А вот с восточной частью вышло все сложнее. Строить там после обьединения серьезные здания, достойные центра столицы, мешали огромные подземные строения и коммуникации времен Третьего Рейха, а производить масштабные взрывные работы в этом районе было совершенно невозможно. Даже верхнюю крышу бункера Гитлера саперы сумели взорвать и окончательно демонтировать только с третьей попытки – уже в 1988 г. А первая попытка была в 1948 г., когда все стояло в руинах и можно было взрывать. Тогда сделали основную работу, но не смогли до конца.
Вот вид на площадь с юга, если идти от руин Ангальтского вокзала. А я стою и снимаю ровно на линии Стены (ну или чуть левее, несколько метров).
Новопостроенный вокзал Потсдамер Плац.
Фото изнутри было в транспортном посте.
Небо над площадью.
Архитекторы упражнялись по тяжелой в начале 2000-х годов. Посмотрите, какое нагромождение современного дизайна!
Штаб-квартира «Даймлер-Крайслера». Правда, только часть её, комплекс большой.
Вид от небоскреба «Даймлер-Крайслера».
А вот вам остаток бывшей «мертвой зоны» времен Холодной Войны, с подземельями времен Третьего Рейха. До сих пор ничего тут не построили, ломают голову. Пока – пустырь. Поздне-ГДР-овские жилые дома на заднем плане – это как раз то место, где стояла Neue Reichskanzlei, «Центр управления Европой» в 1940-1943 г. Именно то место – Фоссштрассе на углу Вильгельмштрассе.
Впрочем, в район Рейхсканцелярии и бункера Гитлера мы придем в следующем посте и посмотрим, что там и как.
Продолжение следует.
Берлин:
1. Общие впечатления и штрихи
2. Городской транспорт
3. Ангальтский вокзал
Зарисовки: Вокзал-узел Фридрихштрассе, Торговец советской атрибутикой, Вечерние Бранденбургские ворота, Потсдамская солянка
Journal information