Поезд постепенно сокращается, сейчас уже осталось всего 3 вагона до конечного пункта, до Даугавпилса идёт сборным с рижским от LDz - так что есть немалые подозрения, что он вскоре скончается вовсе. Даже в поезде народ в дорожных разговорах обсуждал эту тему "...эххх, неужто отменят? и что же теперь нам, на автобусе ночь придётся мучиться?". Поэтому, думаю, надо зафиксировать хоть какие-то графические воспоминания по нему.
Ехал я им второй раз: первый был весной 2009-го. Тогда 391-й (он был пассажирским и не столь дорогим) меня сумел поразить тем, что по поездной трансляции играла "Мурка" на литовском. Помните, "...прибыла в Одессу банда из Амура, ехали там урки-шулера... Ехала там баба - звали её Мурка, хитрая и смелая была..."? Вот, оно самое - только на госязыке, а не на москальской мове. Это немножко порвало мне тогда шаблон :)
Сейчас поезд стал скорым, сборным и жутко дорогим, особенно после скачка евро. "Мурка" из трансляции тоже исчезла. Кроме того, он стал выделяться своей кондовостью и олдскульностью: поскольку за прошедшие 6 лет на российских дорогах (в поездах из столиц) сильно сменилось поколение вагонов, аммендорф почти ушёл в историю, настала эра пластиковых окон, биотуалетов и прочей современности, то литовские вагоны очутились в ретроэпохе - со своими деревянными окнами и трогательными ковриками "кремлёвской" расцветки в проходах. Нередко в пути можно и увидеть и проводника LG, растапливающего аутентичный титан специальными порционными мини-дровишками. В общем, мечта ретрограда, если б не цена.
Поезд №91. Аутентичный литовский титан с дровишками и горячим кипяточком
2. 91-й поезд на Витебском вокзале. Давно уже сборный с рижским 37-м. Крайние 3 вагончика литовские, потом пыталовский, потом латвийские.
3. Он же, но по прибытии в Вильнюс. Морозное предновогоднее утро.
Расписание поезда таково, что весь путь вертится вокруг прохождения границы. Уходит из пункта назначения вечером, ночь - с 1 до 4 утра - отдана пограничным остановкам и формальностям, утром прибытие. Ходу всего 13 часов. То есть, получается, что ночь разорвана и по факту недосыпаешь. Поспать можно примерно 3-4 часа до границы и часов 5 - после. Неудобно. В этом смысле калининградский лучше: хотя и дольше идёт, но там расписание более щадящее и граница в 11 утра в Кене и Гудогае. Ночь спишь.
В поезде, следующем в ЕС, наши пограничники с таможней смотрят вяло, формально. Латвийские же таможенники в Карсаве лютуют, осматривают сумки, щупают, ищут продукты, придираются. У меня чуть было не нарыли балык кеты с Долгоозерного рынка - хорошо, таможенник с бирочкой Ivanovs на груди не дотянулся и не стал лезть вглубь. На обратном пути никто ничего особо не смотрит - ни наши, ни латыши.
4. А это уже отбытие обратного поезда на Питер в Вильнюсе. Подают состав не за полчаса, как у нас - а минут всего за 15 до отправления.
5. Вот, тепловоз стоит под состав.
6. Здесь 92-й пишется как G92.
7. Подали поезд маневровщиком, с обратной стороны.
8. "Машка" с литовской расцветкой встала под свой состав. Через 10 минут поедем.
9. Перед посадкой в подземном переходе, где пограничный загончик для транзитных российских поездов, искал инфу про сход с поезда тут, но с билетами до Калининградской обл. - цена билета отличается сейчас в 3(!) раза (известный путешественнический лайфхак, но периодически чреватый проблемами). Но ничего не было, ни слова - в основном было или про взятки, или про продукты, которые сейчас низзя в ЕС.
10. Вот ещё про взятки.
И карточки из вагона, какие вышло сделать. В основном ночью.
Ехал я на верхней полке - так как она была на 987 руб. дешевле нижней. Не стал платить 6 тыс. вместо 5, за билет, пожалел. Цена эквивалентна СВ до Москвы, кстати.
Внизу ехала в Питер тётенька чуть за шестьдесят, билетёрша из Клайпеды, работала на какой-то пристани. Но самый колоритный чувак ехал на нижней полке напротив: музыкант, играющий на мандолине (!!!) в каком-то оркестре из Каунаса. Тоже где-то возрастом под шестьдесят. Он не только был немного похож на Баниониса - такой коренастенький, плотный. Но ещё и обладал абсолютно схожим акцентом - если на него не смотреть, а просто лежать сверху и слушать разговоры, то было полное ощущение пастора из "Берегись автомобиля" (помните такого?). Он был довольно словоохотливый, травил с тётками байки, я в разговорах не участвовал, а просто слушал.
11. Ночной вид. Когда поезд не проходит границу, освещение немедленно вырубается, и народ досыпает, сколько возможно.
12. В туалете, умывальник. Туалет тут не био, а совершенно обычный, с дырой и педалью.
12a. Вид по проходу от туалета, слева купе проводника и служебное помещение.
13. Надпись про евро и переход на него. С этим делом было много путаницы и недоразумений в пути, так что разъяснение было очень в тему.
14. Купе проводника.
15. Олдскульный ретро-титан :)
16. Вагон спит, только что прошли российскую границу в Пыталово. Кстати, поездом активно пользуется класс торговок, которые массово выходят в Пскове или заходят в нём же - если поезд из Питера.
17. А это уже на подходе к Питеру, все собираются. Почему-то в этом поезде собираются сильно загодя - не так, как в московско-питерских поездах, где люди преспокойно спят до последнего и могут вскочить минут за 5-10 до прибытия. Видны также новогодние украшения в проходе. Интересный нюанс: в поезде нет матрасов, бельё стелят прямо на мягкие полочки.
18. Шикарные деревянные рамы.
19. Занавесочки всё же остались, маленькие - и хорошо. У нас в новых вагонах нет.
20. Ну вот, уже и заледеневший Обводный. Сейчас приедем.
21. Вот и Витебский вокзал, любимый, тёплый и ламповый. Приехали! :)
Спасибо за внимание. Пока на этом всё, по теме.
Journal information