Интересен он прежде всего тем, что там находится порт, наиболее близкий к Гренландии и оттуда идут морские маршруты к ней. До "ледяного острова" от этого фьорда каких-то 300 км - плёвое дело. Ближе, чем расстояние от Москвы до Бологое. Кроме того, один берег Иса-фьорда обитаемый, а другой - необитаемый с 1950-х годов: люди покинули полуостров Хорнстрандир ещё 60 лет назад, в смысле постоянных поселений. Если Иса-фьорд - ещё формально Атлантика, то северней на каких-то 50-60 км считается уже Северный Ледовитый, Гренландское море. Сам город суров, но крайне живописен. Ещё одна интересная черта тех мест - постоянная изменчивость погоды, ведь "арктическая кухня климата" (Гренландия) совсем рядом. Достаточно сказать, что за время нашего пребывания днём она сменилась четырежды.
Просматривая отснятые кадры, я с удивлением убедился, что в один пост мне всё не уместить. Городок мизерный, а показать можно много всего. Поэтому, поступим так: первая часть будет посвящена этим местам как "воротам в Гренландию", в общем; а во второй части я покажу сам город как место обитания.
2. Давайте сперва разберёмся с географией. Находится Исафьордур на крайнем северо-западе острова (красная стрелка). Видите, как далеко надо наворачивать от дороги №1 в сторону? Да ещё и вдоль фьордов, а не прямо - путь неблизкий и непростой.
3. Вот так город расположен относительно Арктического бассейна и Гренландии (синяя стрелка, красный пунсон). На месте мне говорили, что с высоких гор, обрамляющих Иса-фьорд, в хорошую погоду без дымки видны снежные пики Гренландии. Так ли это, не так ли - я не проверял и на горы не подымался.
4. Гренландия рядом, через Датский пролив. Здесь же когда-то проходил главный маршрут арктических конвоев в СССР со сбором конвойных единиц, следующих в оба направления, близ Ян-Майена (впрочем, об этом ниже).
5. Вкатываемся к Исафьордуру мы с юго-запада, через горную гряду, пронизанную тоннелем.
6. Открывается вот такой вид, на залив Иса-фьорда. Городок прямо впереди, но он не простирается вплотную до тех высоких гор - там дальше ещё пролив. Внизу развилка: влево - в город и дальше, в Болунгарвик, на самый край; вправо - вдоль береговой полосы на восток.
7. Для наглядности, фото с Сети: здесь хорошо видно, что основная часть города расположена на полуострове, выдающемся в боковой заливчик главного фьорда. Поэтому в той бухточке, что в глубине за выступом суши, может быть тихо и безветренно, что крайняя редкость для Исландии. Справа у обреза кадра видна ВПП.
Вот так на этой ВПП садятся самолёты:
8. ...а дорога спускается к фьорду и вьётся уже вдоль него.
9. Внутренняя бухта, благодаря двойной защите от открытого океана, буколически спокойна.
10. Постепенно приближаемся к "языку", на котором расположен город.
11. Внутренний береговой обвод бухты отсыпан крупным камнем.
12. О самом городе речь пойдёт во второй части, но вы уже, наверное, по памятнику догадались, чем в основном занимается этот самый Исафьордур :)
13. Город стоит меж высоких сопок чрезвычайно колоритно.
14. Если проехать вдоль города дальше на северо-запад, то заканчивает его историческое кладбище. Через Иса-фьорд хорошо виден необитаемый Хорнстрандир, где давно уже нет никаких постоянных поселений. Там даже в середине июля постоянные снега. За ним - Северный Ледовитый океан.
15. Дальше - снова горная гряда и тоннель в Болунгарвик. Мы там тоже были, купались в термальном бассейне, но эта тема уже выходит за рамки поста.
16. Беспокойные субарктические облака быстро несутся вдоль этих гор, непрерывно меняя свою диспозицию.
17. Возвращаемся обратно.
18. На внутренней стороне "языка" - небольшой порт и марина.
19. Есть и яхты. Кто-то тут их держит и куда-то ходит в походы.
20. Тихо и живописно.
21. Но в основном тут базируются рыболовецкие траулеры, которые сдают свой улов прямо в море на плавбазы. Так что тут никакой рыбной торговли нет, а только базирование судов.
22. ...
23. На портовой территории стоит камень с чайкой.
24. Это не просто камень, а памятник Арктическому конвою QP-13, возвращавшемуся из СССР. 5 июля 1942 семь судов из конвойного ордера в густом тумане вследствие навигационной ошибки отклонились в сторону и налетели на минное поле. Все остались на дне морском. Любопытное совпадение - легендарный трагический конвой PQ-17 прошёл курсом на Ян-Майен тут же, но ровно неделей раньше (28 июня 1942), и одно судно из его состава, вследствие повреждения, осталось в Иса-фьорде. Конвой вышел из Хвал-фьорда близ Рейкъявика днём раньше.
25. ...
26. За узкой частью пролива стоят большие суда, заходящие сюда по пути в Гренландию.
27. Сейчас тут в готовности к отходу на Ледяной Остров стоит Saga Pearl II.
28. А это уже вид с противоположной стороны проливчика. Мы обогнули фьорд и оказались напротив города. Внизу видна и ВПП, она идёт параллельно дороге (см. фото №7).
29. Проезжаем аккурат напротив "Жемчужной Саги".
30. "Язык" города заканчивается, и там дальше уже выход в большой фьорд, из отростка.
31. Дорога петляет вдоль берега.
32. Дальше, за этим тоннелем - чрезвычайно извилистая и длинная дорога на восток, но мы туда уже не поедем, а вернёмся в следующем посте снова в город, для более обстоятельной прогулки.
Исафьордур, обзор города. Окончание следует
Исландия. Содержание
Journal information