Как явствует из текста, китайцы заинтересовались неожиданно открывшейся возможностью практически сразу:
Генерал-майор Чжэн Мин, бывший начальник отдела вооружения ВМС НОАК, осмотрел во время поездки на Украину в 1992 году корабль и решил, что авианосец стоит купить:
"Во время поездки в 1992 г. мы обнаружили, что это практически достроенный, совершенно новый корабль. Все было совершенно новым, корпус, двигатели, поэтому мы предложили его купить и перевезти в КНР", - рассказывает Чжэн , "Но центральное правительство не смогло сделать этого из-за политической ситуации на то время." (прим. sokol_ff - имеются в виду санкции после событий на площади Тяньаньмэнь)
Подставной покупатель авианосца, баскетболист Сюй Чжэнпин (в центре)
Тем не менее, несмотря на политические сложности, китайцы решили пойти нестандартным путём и решили использовать для покупки незасвеченную "прокладку сделки" - известного спортсмена, который никак не был связан ни с армией, ни с флотом:
В августе 1997 года, баскетболист Xu Zengping зарегистрировал подставную компанию Agencia Turistica e Diversoes Chong Lot в Макао. НОАК перевело на её счёт $6 млн. на получение необходимых документов для организации казино. Четыре месяца спустя, в январе 1998 года, баскетболист вылетел на Украину, чтобы провести переговоры с руководством завода, где находился корабль и государственными украинскими чиновниками
"Сделка была не для слабонервных. Помимо пачек долларов США переданных многочисленным чиновникам и руководству верфи в качестве взяток, Xu привёз несколько ящиков 62% китайского ликера Erguotou.
"Я вынужден был пить ликер каждый раз, когда вел переговоры с руководством завода и чиновниками", - рассказывает Xu. "Каждый раз как мы садились за стол, мне нужно было выпить 2,5 литра Erguotou. В критические четыре дня переговоров, я выцедил украинцам больше 50 бутылок ликёра. Но я все равно сохранял энергию и трезвый ум, потому что моя пьянка была целенаправленной, в то время как украинцы пили, чтобы напиться".
Всё окупилось. После нескольких дней алкогольного запоя, руководство верфи и украинское правительство согласились продать Xu авианосец стоимостью в несколько миллиардов долларов - и все важнейшие чертежи корабля - по бросовой цене в $20 млн. Они пожали друг другу руки и заключили контракт.
Но и это ещё не всё.
После заключения предварительной сделки украинцы попытались ещё раз увеличить ставки и объявили о том, что авианосец будет "продаваться на открытом аукционе". Внезапное изменение в позиции китайцев не остановило и они использовали эту подставу (с помощью своих украинских друзей) - для отсечения всех остальных претендентов, так как никто не смог за 3 дня подготовить документы. 19 марта 1998 года Сюй на аукционе легко переиграл оппонентов из США, Австралии, Южной Кореи и Японии и выиграл "авианосный" лот.
...В ту ночь вертолет без опознавательных знаков приземлился на палубе "Варяга". На следующий день 40 тонн чертежей корабля и всех его систем были упакованы в 8 грузовиков и проследовали для отправки из Украины в Китай.
Проводка экс-"Варяга" через Босфор
* * *
Но ещё была проблема физически провести ТАвКР в Китай.
Об этом в газете обещано продолжение.
Journal information