В первой части мы рассмотрели общий образ метро и разные пассажирские нюансы и детали. А здесь я покажу наиболее впечатлившие меня станции, которые не стал вываливать сразу в один пост. Самая крышесносная станция по непреднамеренному совпадению оказалась заключительной, в которой я и закончил свой шведский метроанабасис и вышел на поверхность.
Итак - в путь, товарищи и господа! :)
Станция Solna centrum
2. На этом фото - конечная станция Красной линии, Mörby centrum. Вырублена в скальной породе (1978).
3. После осмотра Красной линии я поехал обратно в центр и на юго-запад, потом некоторое время колесил по первой, Зелёной линии. Много станций в метро вполне обыденных, шведы далеко не сразу стали разбазарировать народные деньги на дизайн-кунштюки. Вот, например, одна из них - Zinkensdamm (1964).
4. Изогнутая станция Slussen ("Шлюз"). Тоннель был открыт ещё в 1933 как трамвайный, а в 1950 его переделали в метро.
5. Из Шлюссена можно заглянуть и в тоннель, он там сразу выходит наружу.
6. Rådmansgatan, зелёная линия (1952). Гнутых станций тут немало, это придаёт дополнительный колорит, но наверное прибавляет хлопот машинистам поездов.
7. Odenplan, зелёная линия (1952). Приятный дизайн-элемент в центре. Видишь его и сразу же можно опознать станцию.
8. Едем над самым центром шведской столицы, в щель видна сеть ж/д линий от вокзала на юг (?).
9. Шикарный переход в скалах между линиями.
10. Вышли на Синюю линию. Теперь по ней и поедем. Станция Västra skogen ("Зелёный лес", 1975).
11. Там же, оформление станции.
12. Невероятно колоритный подъём на более высокий уровень путей - здесь происходит разветвление Синей линии.
13. Красная станция Solna centrum (1975).
14. Она уже по-настоящему странная. Ходишь и балдеешь :)
15. В тамошнем метро, оказывается, можно и с собаками!
16. Расписана Сольна Центрум на темы экологии, которые были очень актуальны для Швеции начала 1970-х. Художественное оформление - Karl-Olov Björk (1975) и Anders Åberg (1975, 1992).
17. Есть тут и тема транспорта :)
18. Коричневая Rådhuset ("Ратуша", 1975).
19. Сперва я её по запарке проехал мимо, но когда увидел в уносящемся тоннеле прилепленные сверху старые башмаки, пришлось вернуться :)
20. Да, точно. Реально старые ботинки прилепили к потолку. А чо - круто вышло! :)
21. Синяя T-Centralen (1975, в первой части я показал ту же станцию, но красной линии).
22. Но эта, конечно, красивей!
23. Особенно подробно покажу самую дорогую станцию всего метро - Kungsträdgården, (1975, "Королевский Сад").
24. Это самая центральная по расположению станция, она конечная Синей линии. Но это была ещё и самая скандальная станция в истории стокгольмского метро: один из входов было запланировано построить непосредственно в парке, а это влекло за собой вырубку большого числа старых деревьев. В июне 1970 года местное население даже подняло бунт против уничтожения древних вязов парка. Протест люди выражали, приковывая себя цепями к стволам деревьев.
25. Станция вырублена в скалах на глубине 34 метра. Оформлением станции занимался художник Ульрик Сэмуэльсон.
26. Он же и внедрил сюда в качестве главного стиля древнегреческие (античные) мотивы.
27. Напротив выхода стоит красный Бог Войны.
28. Идём дальше. На повороте к эскалаторам наверх - целая выставка "древностей". Это - с одной стороны...
29. ...а это - с другой.
30. Можно стоять у парапета и просто рассматривать всё это упадническое великолепие! :)
31. Оформление потолков.
32. Эскалаторы наверх. Станция, надо сказать, весьма глубокая.
33. На ней-то я и вышел на поверхность, и затем медленно побрёл на Гамла-Стан, к шаттлу на "Анастасию".
Как видите, метро тут очень своеобразное. На мой взгляд - одна из лучших достопримечательностей столицы.
Можно было ещё показать окраинного Стокгольма, где я выходил на поверхность, но уже нет сил.
Пока на этом со шведами всё :)
Часть 1 - Туннельбана - впечатления и особенности
Хорошее чтиво по теме - http://www.tunnelbana.ru/
Journal information