Относительно БАТМа со внезапным оверкилем в Охотском море.
Вот тут на Ленте.ру отписались уже, подробно.
Ну конечно, не преминули пнуть для рейтинга - "ржавый рыболовный". Хотя отчасти это правда.
Старые суда, почти все советские. Тогда был большой рыболовецкий флот, много ловили. Много строили, соответственно. На этом заделе частные рыбаки едут до сих пор. Большой был задел.
Потом флоты растаяли за 2 года, как снеговик, почти мгновенно - в 1993-94. На Камчатке, к примеру, было три огромных - тралфлот, БОР, КРФ. Два года - и остались жалкие осколки. Дезинтегрировались, старое бросили, новое приватизировали-переписали на себя ушлые частники. Моряки высвободились в результате коллапса. И кто не успел свалить на материк или вписаться к немногочисленным частникам, в основном спились. Я как раз был свидетелем этого процесса на Камчатке.
Что касается причин этого кораблекрушения.
Сейчас вот созвонился с отчимом, по поводу инцидента. Спросил мнения.
А он 32 года на рыболовецком флоте, 1961-1993.
Механик, второй механик, потом "дед" больше 10 лет.
Знает матчасть и методы в совершенстве, порядка 40 экспедиций за плечами.
1) Во "внезапную льдину" верю слабо.
2) Однако простая версия - сделали оверкиль из-за тяжёлого трала на борту, нуждается в уточнении.
Вообще, рыбацкий азарт был и в советское время. Это не завоевание рынка.
Оплачивалось экипажам сдельно. Хороший капитан сдавал за полный рейс (135 сут) улов такой, что моряк на уровне 2 штурмана - 2 механика - тралмастера привозил в расчётке домой 6-8 тысяч чистыми. На конец 70-х - начало 80-х, так было.
Однако о собственной безопасности всё равно думали. Азарт азартом, но...
Мы на СТ-М (а он почти в 3 раза меньше БАТМа!) брали на борт тралы по 60 т. Могли брать и 80, но это было опасно - тогда тралмастер пролезал к тралу, распускал дели и часть улова рыбы уходило. Потом завязывал, вытягивали столько, сколько можно безопасно поднять. А тут, получается, судно в 3 раза больше, и от трала в 80 т перевернулось.
Есть важный нюанс: когда экипаж настраивается на хороший улов, надо, чтоб балластные ёмкости были заполнены. "Дед" капитану каждый день передаёт остаток топлива на борту, цифру по всем танкам, и штурмана обязаны подумать о заполнении, рассчитать. Если надо - заполняли забортной водой. Ещё не забывать о рефрижераторных трюмах, как там заполнение и центровка. Траулер стоял на воде остойчиво, как неваляшка. Ну и о курсе к волне надо думать. Тоже влияет.
Скорей всего, торопились. Или просто экипаж был плохо подготовлен и об этом просто не думал. Уровень сейчас упал. Все торопятся. Не подумали о балласте. Подняли трал на пустое судно, топлива было мало. Центр тяжести высоко. И вот он, результат. А может, ещё и штурманская ошибка наложилась, к волне стоял неудачно. В советское время я таких переворотов от улова ни одного за свою бытность не припомню.
Было дело, тонули от льдин в тумане, от шторма сильного. Очень редко, но бывало.
Но такого не припоминаю, чтоб от своей добычи сыграли оверкиль.
* * *
Морякам - вечный покой.
Могилой им стало Охотское море...
Journal information