Моим главным интересом была ж/д составляющая: поезда, станции, состояние коммуникаций; а вместе мы просто пытались понять суть и устройство жизни в этом отдалённом северном регионе страны, наблюдая за окружающим со сравнительной точки зрения. Кроме того, мне, как выходцу с Дальнего Востока, было интересно ещё и сравнение менталитета воркутинцев и камчадалов: насколько изолирована среда, в которой они повседневно живут? насколько суров и экстремален климат в этом регионе и чем он отличается от дальневосточного? в чём отличия между нами и ними?
Вот, собственно, в этом и был смысл поездки: охватить большую и новую для меня железнодорожную магистраль во всём её многообразии, расширить кругозор увиденного, прочувствовать на своей шкуре северные поезда приполярной Европы и немножко прилегающей к ней Азии (ледовая переправа через Обь, столица Ямало-Ненецкого округа, 501-я стройка).
Наш поезд №653 Воркута - Лабытнанги на станции Харп
Ну а теперь - краткий рассказ о нашей экспедиции :)
Первым и самым протяжённым на пути поездом был эпический маршрут Ленинград - Воркута.
Сейчас по этому маршруту ходит поезд №388 Петербург - Воркута, которым мы и отправились на заполярный северо-восток. По размышлению, от остановок на пути "туда" мы полностью отказались - моя методика передвижений предполагает обзор маршрута дальнего поезда целиком, а не частями. Так же, как я ранее обозревал маршруты Москва - Пекин, Иркутск - Петербург, Москва - Чита, Петербург - Одесса и другие. Целиком, от конечной до конечной. Кроме того, в первый дальний пункт приезжаешь со свежими силами, что тоже немаловажно.
Однако при планировании была допущен небольшой прокол: мы не учли, что северные поезда, которые ходят неежедневно, а раз в 2-3 дня, выкупаются страждущими северянами мгновенно, и если просохатил срок за 45 дней - то за 43 дня до отправления все хорошие места и вагоны уже раскуплены, и нужно вписываться в оставшиеся "дырки". Так мы лишились купейных мест на Воркуту - и пришлось брать плацкарт. Правда, мы взяли два нижних в купейном отсеке плацкарты, но другая сторона вагона для наблюдения была уже малодоступна. Оттягивать срок на дальше тоже было нельзя: ледовая переправа через Обь в таком раскладе могла уже и закрыться.
2. Выехали мы 10 апреля, и в первый день пути достигли Вологды. Точней, задов Вологды - питерский поезд на котласские севера идёт крайне специфично, огибая Вологду по примыканию и не имея там остановки на центральном вокзале. На фото - ещё станция Череповец, с её металлургическими видами по окраинам города. Наш воркутинский поезд ещё под электрой.
3. В нашем вагоне возвращалась в Ухту с соревнований целая молодёжная команда по боксу, и поначалу было несколько удивительно наблюдать соседей спортивного вида с фингалами на мордасах. Но ничего, через полсуток мы привыкли и приспособились :)
4. В мой д.р. (10.04) был также посещён и поездной вагон-ресторан, котласского вагонного депо. Охватили и прочувствовали обстановку дополнительно, это было весьма интересно.
5. Следующий день, 11 апреля, начался с сюрприза: проснулись мы перед Котласом уже в снежном плену: всё вокруг было белым. И это на фоне бодрых смс-ок, что в столицах +19 и теплынь :)
6. В этот день мы ехали уже по суровой тепловозной Печорской ж.д., преодолев путь от Котласа до Печоры. Рассказ об этом будет в соотв. частях цикла, а здесь показываю только станцию Сосногорск на пути, где кончается дорога и автомобилисты ставят свои бензиновые повозки на платформы, чтобы достичь Воркуты и прочих загадочных сущностей крайнего европейского Северо-Востока.
7. Третье утро пути - "Космопасха" 12 апреля преподнесла ещё больший сюрприз: пургу. Правда, небольшую. Но всё же. Это было не белое безмолвие, а именно белая пурговая пелена. Правда, по мере продвижения к станции Воркута она постепенно стихала.
8. Прибыли в Воркуту после ровно 48 часов пути, и там нас ждал очередной сюрприз: организованный Эдвардом через сайт коучсёрфинг обломился, обладатель его куда-то свинтил и извинился - типа, робяты, не могу, извините. Мы хотели на сутки опробовать эту новомодную буржуйскую штучку (хотя я изначально относился к этому нововведению со скептицизмом), но ничего не вышло, на Севере она почему-то не сработала. Так что пришлось оперативно перекраивать планы, и устроиться на первую ночь в комнатах отдыха Воркутинского вокзала. Впрочем, получилось не так плохо, хотя сэкономить не вышло :)
9. В первый день мы смотрели Воркуту по главной оси - от самого вокзала до Шахтёрского микрорайона, что за мостом и стелой с аистом. Прошли этот весь путь не спеша пешком, в пургу и снег.
10. Воркута мне понравилась - стильный город в стылой суровой тундре, хотя и подзаброшенный кусками после катаклизмов 90-х и начала нулевых. Но на каком-то этапе она стабилизировалась.
11. В центре, несмотря на снег и ветер, был праздник, играли дети, взрослые пили пиво, закусывая оленьими шашлыками; играла городская трансляция бодрых песенок с громкоговорителей: с советского времени такой фишки уже не наблюдал, и немного её подзабыл. Тут подновил впечатления :)
12. На второй день пребывания в Воркуте мы перебрались с вокзала и устроились на другой стороне линии, в т.н. "квартале Эн" близ одной из воркутинских зон. Там оказалось намного лучше: прямо у гостиницы "Север", где мы жили, располагалась уфсиновская столовая с вкуснейшим сытным борщом и правильным ассортиментом, а в здании гостиницы был ещё и мини-маркет. Сам квартал стоял одиноко посреди тундры, имея только с одной стороны соседство в виде зоны. С другой стороны можно было добраться до бомбардировочного аэродрома "Воркута-Северная".
13. В тот день мы смотрели шахтерский микрорайон, искали (безуспешно) выселенный из центра краеведческий музей и навестили мёртвый посёлок Рудник, с которого когда-то и начиналась Воркута. К сожалению, снег не прекращался, и все дороги постепенно засыпало. Мы даже уже начали опасаться за третий день: неужели всё засыпет, к чёртовой бабушке?
14. В одном из вокрутинских ТЦ.
15. День 14 апреля был посвящён Воркутинскому Кольцу. Увы, погода не дала нам замкнуть кольцо: путь от Воргашора до Северного был засыпан и не расчищен, хотя с утра выглянуло солнышко и снег прекратился. Никакие наши усилия не помогли: таксисты отказывались ехать, телефонисты заказ не принимали, а автостоп у окраин Воргашора тоже результата не дал. Так что пришлось довольствоваться только западным сегментом Кольца.
16. Шахта "Комсомольская". Работает и выдаёт на-гора серьёзное количество товарного уголька.
17. Посёлок Воргашор со своим микроклиматом и собственной жизнию, несколько отличающейся от воркутинской. В середине апреля тут ещё было царство снегоходов и двухметровых сугробов снега.
18. Так что потом вернулись в Воркуту и продолжили изучение неисследованных районов города.
19. Утром 15 апреля мы выехали местным поездом №653 на Лабытнанги. Поезд медленный, стоит на каждом столбе и имеет очень длительные остановки по станциям (порой больше часа), что крайне удобно: можно осмотреть линию не спеша, и станции по пути следования. Именно на этой линии и произошёл с нами интересный случай, описанный в посте "Украинские шпионы на станции Елецкая".
20. ...Только мы успели пообедать, после станции Песец, как настала станция Сейда...
21. ...на которой в поезд загрузился огромный десант нефтегазовых вахтовиков.
22. Сама линия на Лабытнанги (начальный участок сталинской 501-й стройки) - совершенно фантастическая. По красоте, по колориту. Она теперь навсегда в моём Топ-5 самых красивых железных дорог. И с погодой нам невероятно повезло: низкое солнце с небольшой облачной подсветкой. Я никогда не думал, что смогу живьём увидеть на пути сразу по 5-7 белых зайцев, сидящих в снегу и полярных куропаток, не менее белых. Реально, именно так!
23. Днём пересекли отроги Полярного Урала и въехали на территорию Ямало-Ненецкого округа. На фото - станция Собь.
24. В десять с лишним вечера по-местному (тут +2 к Мск. вр.) прибыли на морозную станцию Лабытнанги, где было меньше снега, чем в Воркуте, но немалый минус.
25. Переночевав, рано утром 16 апреля (в 5 утра по москве) рванули на Салехард, по ледовой переправе через Обь.
26. Нефтегазовый Салехард, честно говоря, не особо понравился: в отличие от стильной, но поблёкшей от геополитических катаклизмов Воркуты, он весь какой-то оттуркостроенный, искусственный. Как Астана в Казахстане, только маленькая. Да и построен он почти весь в "нулевые" - на 80% тут всё совершенно новое.
27. Спустились мы и на замёрзшую Обь, побродили по территории речного порта.
28. Потом состыковались с одним из читателей, sibir79, и поехали по более отдалённым весям Салехарда уже на машине. Посетили памятник 501-й стройке, аэропорт и ещё ряд неблизких к центру сущностей.
29. Фото на память. Слева направо: sibir79, periskop.su
30. После обеда покинули Салехард и вернулись через ледяную Обь на "наш" берег. К сожалению, уже в маршрутке на обратном пути я вспомнил, что забыл осмотреть в Салехарде начальную точку 501-й линии на восток - в надымскую тундру, в створе ул. Игарской. Но ничего исправить было уже нельзя, завтра утром поезд.
31. В Лабытнанги посмотрели ближе к вечеру вокзал и городок, и даже поднялись на самую высокую точку ж/д вокзала, в башенку наверху.
32. Обратный путь с ямальских просторов был запланирован у нас на "Полярной Стреле" - прямом поезде на Москву, идущем оттуда раз в 3 дня.
33. Поезд был крайне специфическим, так как вёз на запад огромные массы вахтовиков после вахты, у которых после 4 месяцев сухого закона и общения в изолированной среде при вхождении в пространство обычной цивилизации буквально срывало крышу. Впрочем, про это будет отдельный большой пост, не буду забегать вперёд :) Единственно добавлю - муксуна мы наелись там до отвалу.
34. В районе 4 часов дня мы сошли с "Полярной Стрелы" в Инте, которая также была запланирована к осмотру.
35. Осмотрели город, дошли и до эпической Башни со Звездой.
36. Путь из Инты до Вологды протекал в поезде №375 Воркута - Москва. По удивительному везению, мы попали в один из самых последних аммендорфов, которые сейчас ходят по линии. Пользуясь случаем, отснял сравнительные кадры с тверскими вагонами, для будущих сопоставлений пространства купе.
37. Воркутинцы как сполоченное землячество, конечно, весьма интересны в общении. С одной стороны - бесшабашны, с другой - приветливы.
38. Ехали на 375-м мы две ночи и один день. Везде был снег, впрочем, по слухам, он дошёл и до столиц. Так что было уже не обидно :) Утром 19 апреля прибыли в снежную Вологду.
39. С музеем "Вологодская ссылка" вышел облом, он был закрыт; музей "Дипкорпус в Вологде 1918-19 гг." был закрыт, так что позавтракав, поехали в Заречье и смотрели нецентральную Вологду.
40. Вологодское Заречье.
41. Вообще, надо сказать, Вологда после моего предыдущего визита сюда в январе 2007-го весьма прогрессировала в хорошую сторону: больше половины обшарпанности исчезло, многое привели в порядок, рекламы стало меньше, а красивых отреновированных зданий больше. В общем, Вологдой я в итоге остался доволен. Приятно видеть прогресс от прошлого в лучшую сторону.
42. Вечером мы разъехались: Эдвард поехал к родителям в Череповец электричкой, а я - домой в Питер поездом №617 "Белые Ночи", и утром прибыл в Северную Пальмиру, где с утра подморозило и даже чуть лежал на газонах робкий апрельский снежок.
Как видите, апрель у нас вышел снежный, на славу. И - очень зимний!
На сём - экспедиции конец. А кто слушал - молодец :)
Общий ж/д километраж:
Ленинград - Воркута - 2355
Воркута - Лабытнанги - 277
Лабытнанги - Инта - 397
Инта - Вологда - 1490
Вологда - Петербург - 597
---
Итого - 5116
+ авто:
Воркута - Воргашор и обратно
Зимник через Обь: Лабытнанги - Салехард и обратно
PS. Описание поездки в этот раз будет последовательное, без аналитических сборов тематических фото - которые требуют больших затрат личного времени. Так мне проще; поэтому буду рассказывать по аналогии с "Полярной Зарёй-2008". И да, важный момент - эта северная экспедиция - только половина маршрута от "Большой Европы по диагонали". Даст Бог, я продлю маршрут в будущем в подходящие места по европейской диагонали :)
Содержание цикла "Большая Европа по диагонали"
Journal information