Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:
  • Mood:

I. Экспедиция "Воркутинская Весна". Общий обзор

Прежде чем начинать подробный рассказ об увиденном в 11-дневной северо-печорской экспедиции, наверное, правильно будет дать общий обзор её географии и течения. Сразу скажу, что в профессиональное краеведение ни я, ни мой коллега по поездке edvardchesnokov не вдавались и в принципе не пытались охватить всё. Поэтому не стоит нам задавать на этот счёт каверзных вопросов - "а почему вы не смотрели вот то и вот это?". Мы не старались бегать везде и всюду, не гонялись за памятниками и храмами - а передвигались не спеша и часто принимали спонтанные решения по обстановке. Заходили в кафе, в столовые; отправляли письма и приветы с местных почт; охотно вступали в разговор с местными, если получалось и смотрели непарадные точки, дворы, проходные заводов.

Моим главным интересом была ж/д составляющая: поезда, станции, состояние коммуникаций; а вместе мы просто пытались понять суть и устройство жизни в этом отдалённом северном регионе страны, наблюдая за окружающим со сравнительной точки зрения. Кроме того, мне, как выходцу с Дальнего Востока, было интересно ещё и сравнение менталитета воркутинцев и камчадалов: насколько изолирована среда, в которой они повседневно живут? насколько суров и экстремален климат в этом регионе и чем он отличается от дальневосточного? в чём отличия между нами и ними?

Вот, собственно, в этом и был смысл поездки: охватить большую и новую для меня железнодорожную магистраль во всём её многообразии, расширить кругозор увиденного, прочувствовать на своей шкуре северные поезда приполярной Европы и немножко прилегающей к ней Азии (ледовая переправа через Обь, столица Ямало-Ненецкого округа, 501-я стройка).

Наш поезд №653 Воркута - Лабытнанги на станции Харп

Ну а теперь - краткий рассказ о нашей экспедиции :)


Первым и самым протяжённым на пути поездом был эпический маршрут Ленинград - Воркута.
Сейчас по этому маршруту ходит поезд №388 Петербург - Воркута, которым мы и отправились на заполярный северо-восток. По размышлению, от остановок на пути "туда" мы полностью отказались - моя методика передвижений предполагает обзор маршрута дальнего поезда целиком, а не частями. Так же, как я ранее обозревал маршруты Москва - Пекин, Иркутск - Петербург, Москва - Чита, Петербург - Одесса и другие. Целиком, от конечной до конечной. Кроме того, в первый дальний пункт приезжаешь со свежими силами, что тоже немаловажно.

Однако при планировании была допущен небольшой прокол: мы не учли, что северные поезда, которые ходят неежедневно, а раз в 2-3 дня, выкупаются страждущими северянами мгновенно, и если просохатил срок за 45 дней - то за 43 дня до отправления все хорошие места и вагоны уже раскуплены, и нужно вписываться в оставшиеся "дырки". Так мы лишились купейных мест на Воркуту - и пришлось брать плацкарт. Правда, мы взяли два нижних в купейном отсеке плацкарты, но другая сторона вагона для наблюдения была уже малодоступна. Оттягивать срок на дальше тоже было нельзя: ледовая переправа через Обь в таком раскладе могла уже и закрыться.

2. Выехали мы 10 апреля, и в первый день пути достигли Вологды. Точней, задов Вологды - питерский поезд на котласские севера идёт крайне специфично, огибая Вологду по примыканию и не имея там остановки на центральном вокзале. На фото - ещё станция Череповец, с её металлургическими видами по окраинам города. Наш воркутинский поезд ещё под электрой.


3. В нашем вагоне возвращалась в Ухту с соревнований целая молодёжная команда по боксу, и поначалу было несколько удивительно наблюдать соседей спортивного вида с фингалами на мордасах. Но ничего, через полсуток мы привыкли и приспособились :)


4. В мой д.р. (10.04) был также посещён и поездной вагон-ресторан, котласского вагонного депо. Охватили и прочувствовали обстановку дополнительно, это было весьма интересно.


5. Следующий день, 11 апреля, начался с сюрприза: проснулись мы перед Котласом уже в снежном плену: всё вокруг было белым. И это на фоне бодрых смс-ок, что в столицах +19 и теплынь :)


6. В этот день мы ехали уже по суровой тепловозной Печорской ж.д., преодолев путь от Котласа до Печоры. Рассказ об этом будет в соотв. частях цикла, а здесь показываю только станцию Сосногорск на пути, где кончается дорога и автомобилисты ставят свои бензиновые повозки на платформы, чтобы достичь Воркуты и прочих загадочных сущностей крайнего европейского Северо-Востока.


7. Третье утро пути - "Космопасха" 12 апреля преподнесла ещё больший сюрприз: пургу. Правда, небольшую. Но всё же. Это было не белое безмолвие, а именно белая пурговая пелена. Правда, по мере продвижения к станции Воркута она постепенно стихала.


8. Прибыли в Воркуту после ровно 48 часов пути, и там нас ждал очередной сюрприз: организованный Эдвардом через сайт коучсёрфинг обломился, обладатель его куда-то свинтил и извинился - типа, робяты, не могу, извините. Мы хотели на сутки опробовать эту новомодную буржуйскую штучку (хотя я изначально относился к этому нововведению со скептицизмом), но ничего не вышло, на Севере она почему-то не сработала. Так что пришлось оперативно перекраивать планы, и устроиться на первую ночь в комнатах отдыха Воркутинского вокзала. Впрочем, получилось не так плохо, хотя сэкономить не вышло :)


9. В первый день мы смотрели Воркуту по главной оси - от самого вокзала до Шахтёрского микрорайона, что за мостом и стелой с аистом. Прошли этот весь путь не спеша пешком, в пургу и снег.


10. Воркута мне понравилась - стильный город в стылой суровой тундре, хотя и подзаброшенный кусками после катаклизмов 90-х и начала нулевых. Но на каком-то этапе она стабилизировалась.


11. В центре, несмотря на снег и ветер, был праздник, играли дети, взрослые пили пиво, закусывая оленьими шашлыками; играла городская трансляция бодрых песенок с громкоговорителей: с советского времени такой фишки уже не наблюдал, и немного её подзабыл. Тут подновил впечатления :)


12. На второй день пребывания в Воркуте мы перебрались с вокзала и устроились на другой стороне линии, в т.н. "квартале Эн" близ одной из воркутинских зон. Там оказалось намного лучше: прямо у гостиницы "Север", где мы жили, располагалась уфсиновская столовая с вкуснейшим сытным борщом и правильным ассортиментом, а в здании гостиницы был ещё и мини-маркет. Сам квартал стоял одиноко посреди тундры, имея только с одной стороны соседство в виде зоны. С другой стороны можно было добраться до бомбардировочного аэродрома "Воркута-Северная".


13. В тот день мы смотрели шахтерский микрорайон, искали (безуспешно) выселенный из центра краеведческий музей и навестили мёртвый посёлок Рудник, с которого когда-то и начиналась Воркута. К сожалению, снег не прекращался, и все дороги постепенно засыпало. Мы даже уже начали опасаться за третий день: неужели всё засыпет, к чёртовой бабушке?


14. В одном из вокрутинских ТЦ.


15. День 14 апреля был посвящён Воркутинскому Кольцу. Увы, погода не дала нам замкнуть кольцо: путь от Воргашора до Северного был засыпан и не расчищен, хотя с утра выглянуло солнышко и снег прекратился. Никакие наши усилия не помогли: таксисты отказывались ехать, телефонисты заказ не принимали, а автостоп у окраин Воргашора тоже результата не дал. Так что пришлось довольствоваться только западным сегментом Кольца.


16. Шахта "Комсомольская". Работает и выдаёт на-гора серьёзное количество товарного уголька.


17. Посёлок Воргашор со своим микроклиматом и собственной жизнию, несколько отличающейся от воркутинской. В середине апреля тут ещё было царство снегоходов и двухметровых сугробов снега.


18. Так что потом вернулись в Воркуту и продолжили изучение неисследованных районов города.


19. Утром 15 апреля мы выехали местным поездом №653 на Лабытнанги. Поезд медленный, стоит на каждом столбе и имеет очень длительные остановки по станциям (порой больше часа), что крайне удобно: можно осмотреть линию не спеша, и станции по пути следования. Именно на этой линии и произошёл с нами интересный случай, описанный в посте "Украинские шпионы на станции Елецкая".


20. ...Только мы успели пообедать, после станции Песец, как настала станция Сейда...


21. ...на которой в поезд загрузился огромный десант нефтегазовых вахтовиков.


22. Сама линия на Лабытнанги (начальный участок сталинской 501-й стройки) - совершенно фантастическая. По красоте, по колориту. Она теперь навсегда в моём Топ-5 самых красивых железных дорог. И с погодой нам невероятно повезло: низкое солнце с небольшой облачной подсветкой. Я никогда не думал, что смогу живьём увидеть на пути сразу по 5-7 белых зайцев, сидящих в снегу и полярных куропаток, не менее белых. Реально, именно так!


23. Днём пересекли отроги Полярного Урала и въехали на территорию Ямало-Ненецкого округа. На фото - станция Собь.


24. В десять с лишним вечера по-местному (тут +2 к Мск. вр.) прибыли на морозную станцию Лабытнанги, где было меньше снега, чем в Воркуте, но немалый минус.


25. Переночевав, рано утром 16 апреля (в 5 утра по москве) рванули на Салехард, по ледовой переправе через Обь.


26. Нефтегазовый Салехард, честно говоря, не особо понравился: в отличие от стильной, но поблёкшей от геополитических катаклизмов Воркуты, он весь какой-то оттуркостроенный, искусственный. Как Астана в Казахстане, только маленькая. Да и построен он почти весь в "нулевые" - на 80% тут всё совершенно новое.


27. Спустились мы и на замёрзшую Обь, побродили по территории речного порта.


28. Потом состыковались с одним из читателей, sibir79, и поехали по более отдалённым весям Салехарда уже на машине. Посетили памятник 501-й стройке, аэропорт и ещё ряд неблизких к центру сущностей.


29. Фото на память. Слева направо: sibir79, periskop.su, edvardchesnokov.


30. После обеда покинули Салехард и вернулись через ледяную Обь на "наш" берег. К сожалению, уже в маршрутке на обратном пути я вспомнил, что забыл осмотреть в Салехарде начальную точку 501-й линии на восток - в надымскую тундру, в створе ул. Игарской. Но ничего исправить было уже нельзя, завтра утром поезд.


31. В Лабытнанги посмотрели ближе к вечеру вокзал и городок, и даже поднялись на самую высокую точку ж/д вокзала, в башенку наверху.


32. Обратный путь с ямальских просторов был запланирован у нас на "Полярной Стреле" - прямом поезде на Москву, идущем оттуда раз в 3 дня.


33. Поезд был крайне специфическим, так как вёз на запад огромные массы вахтовиков после вахты, у которых после 4 месяцев сухого закона и общения в изолированной среде при вхождении в пространство обычной цивилизации буквально срывало крышу. Впрочем, про это будет отдельный большой пост, не буду забегать вперёд :) Единственно добавлю - муксуна мы наелись там до отвалу.


34. В районе 4 часов дня мы сошли с "Полярной Стрелы" в Инте, которая также была запланирована к осмотру.


35. Осмотрели город, дошли и до эпической Башни со Звездой.


36. Путь из Инты до Вологды протекал в поезде №375 Воркута - Москва. По удивительному везению, мы попали в один из самых последних аммендорфов, которые сейчас ходят по линии. Пользуясь случаем, отснял сравнительные кадры с тверскими вагонами, для будущих сопоставлений пространства купе.


37. Воркутинцы как сполоченное землячество, конечно, весьма интересны в общении. С одной стороны - бесшабашны, с другой - приветливы.


38. Ехали на 375-м мы две ночи и один день. Везде был снег, впрочем, по слухам, он дошёл и до столиц. Так что было уже не обидно :) Утром 19 апреля прибыли в снежную Вологду.


39. С музеем "Вологодская ссылка" вышел облом, он был закрыт; музей "Дипкорпус в Вологде 1918-19 гг." был закрыт, так что позавтракав, поехали в Заречье и смотрели нецентральную Вологду.


40. Вологодское Заречье.


41. Вообще, надо сказать, Вологда после моего предыдущего визита сюда в январе 2007-го весьма прогрессировала в хорошую сторону: больше половины обшарпанности исчезло, многое привели в порядок, рекламы стало меньше, а красивых отреновированных зданий больше. В общем, Вологдой я в итоге остался доволен. Приятно видеть прогресс от прошлого в лучшую сторону.


42. Вечером мы разъехались: Эдвард поехал к родителям в Череповец электричкой, а я - домой в Питер поездом №617 "Белые Ночи", и утром прибыл в Северную Пальмиру, где с утра подморозило и даже чуть лежал на газонах робкий апрельский снежок.


Как видите, апрель у нас вышел снежный, на славу. И - очень зимний!
На сём - экспедиции конец. А кто слушал - молодец :)

Общий ж/д километраж:
Ленинград - Воркута - 2355
Воркута - Лабытнанги - 277
Лабытнанги - Инта - 397
Инта - Вологда - 1490
Вологда - Петербург - 597
---
Итого - 5116

+ авто:
Воркута - Воргашор и обратно
Зимник через Обь: Лабытнанги - Салехард и обратно

PS. Описание поездки в этот раз будет последовательное, без аналитических сборов тематических фото - которые требуют больших затрат личного времени. Так мне проще; поэтому буду рассказывать по аналогии с "Полярной Зарёй-2008". И да, важный момент - эта северная экспедиция - только половина маршрута от "Большой Европы по диагонали". Даст Бог, я продлю маршрут в будущем в подходящие места по европейской диагонали :)

Содержание цикла "Большая Европа по диагонали"
Tags: Большая Европа по диагонали, Вологда, Воргашор, Воркута, Инта, Котлас, Лабытнанги, Полярный Урал, Салехард, Сосногорск, Ухта, Череповец, железные дороги
Subscribe

Posts from This Journal “Большая Европа по диагонали” Tag

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 124 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “Большая Европа по диагонали” Tag