Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Category:
  • Mood:

V - Воркутинский поезд. Через Северную Двину к Котласу-Узловому

Ранним утром вторых суток пути началась, наконец, настоящая Печорская магистраль.
Ещё в час ночи в Коноше электровоз поменялся на тепловоз, скорость упала, и я увидел за окном первые снежинки. Проснувшись же утром, мы искренне изумились: нашему взору предстали белые, заметённые снегом станции и посёлки.



2. Кроме того, на этих широтах и на этой долготе стал явно проявляться специфический эффект новозаделанного "постоянного зимнего времени" - экстремально ранний рассвет. Вот это фото сделано в 4.29 местного - почти середина ночи, апрель, но за окном уже светло. И неудивительно: время в Котласе летом теперь совпадает с Турку, Таллином или Клайпедой. Ненормально? Но факт. И это ещё цветочки: в Воркуте будет светать вообще в 2 часа ночи, а темнеть в 6 вечера.


3. Снег непрерывно шёл, мокрый, тающий на окнах. Видимо, на улице было где-то около ноля. На фото - станция Костылево, 982 км от СПб.


4. Деревеньки Архангельской области были совсем белыми от свежевыпавшего снега.


5. Станция Илеза, 5.40 утра. 1020 км от СПб.


6. К 6 утра рассвело совсем полноценно. Кстати, надо сказать, что вагон нам достался совершенно новый, полуторагодичной давности (конца 2013 г. изготовления). Я ещё спросил начальника поезда накануне вечером - как так, что такие вагоны ставят не в фирменные, и даже не в скорые - а в пассажирские поезда на нетоповые дальние направления? Откуда они у вас в Котласе в ВЧД? Он ответил, что летом на южные направления из депо "достают" более старые вагоны, а эти идут "детскими" в составе курортных поездов. Но сейчас, зимой, почти весь поезд формируется из новых вагонов, их в 2010-13 гг. пришло в депо много. И списали советских тоже много.


7. А за окном настоящая зима! Мой напарник по экспедиции ещё спит, для него сюрприз будет попозже.


8. Хороший апрельский снежок :)


9. Ладно, что ж, пора сходить оправиться и умыться. Заодно заценим и очко - а то как же блогеру да без фотачьки засранного плацкартного ватерклозета? Засмеют ведь коллеги, надо идти делать!


10. Гальюн воркутинского плацкарта на вторые сутки пути. Режим настолько довёл проводников, что в пачке у окна были даже индивидуальные подстилки, не помню, как они точно называются. В вагоне стоял биотуалет, без санитарных зон (но на обратном пути у нас уже была классика).


11. Умоемся, и обратно к себе в отсек.


12. Тут и Эдвард проснулся, тоже сходил умылся - и мы начали мастерить себе немудрящий нехитрый дорожный завтрак.


13. В фольге - одно из самых практичных изобретений железнодорожного питания: запечённая в духовке свиная рулька. Правда, я её покупаю сырой, выбираю более-менее постную и запекаю сам лично, не доверяя никакой торговле. К тому же сдабриваю теми специями, что мне нравятся (хмели-сунели, чесночок, перчик душистый). Преимущества рульки очевидны: плотна и можно размещать везде, хорошо выдерживает дорогу, умеренно долго не портится внутри, полностью натуральна и очень сытна. А если к ней ещё и горчичка припасена - так и вообще ляпота!


14. Вот так она смотрится в разрезе.


15. Завтрак на Печорской магистрали в разгаре :)


16. А вот уже и предмостная станция Ядриха, от которой отходит ж/д ветка на Великий Устюг (1977).


17. В 8.20 утра пересекаем самую большую реку на нашем пути - Северную Двину, которая делит наш путь примерно надвое.


18. Так выглядит этот стратегический для Северо-Печорской магистрали мост издали (фото Д. Баландина, 2007). Мост однопутный. Привлекает внимание разность пролётов - это потому, что мост вводился в строй в 1941-м, и часть несущих конструкций брали с разбираемого фундамента московского Дворца Советов. Воркутинская угольная дорога была важней советского столичного символа.


19. Сразу за мостом - станция Котлас-Узловой, пустынная и одинокая, средь лесов. Тут нам стоять аж 32 минуты, но проводники никого не выпускают, так как стоянка техническая. А зачем тут стоять полчаса и отчего такая странная станция - см. ниже.


Схема 5. Вот тут на схеме Котласского узла видно, что устройство его несколько странное. Произошло это из-за исторического развития узла (тут подробная статья).


Смотрите, первой в 1899 году сюда пришла ещё царская линия, от Кирова (Вятки) к слиянию Северной Двины и Вычегды. Шла она близко к берегу и приходила в Котлас-Южный, цифра 2 (который на самом деле такой же северный, как и Котлас-Северный). Она имела в основном экномическое значение - вывоз алтайского, кулундинского и курганского зерна на экспорт. Составы из Сибири шли сюда, перегружались на пароходы и уходили в Архангельск, где грузились на иностранные морские суда. Затем, в Первую Мировую, линия поневоле приобрела стратегическое значение: грузы союзников теперь шли по Двине из Архангельска.

В сталинское время начали строить с 1937 Печорскую магистраль, и узел усложнился в конфигурации: со сдачей моста через Двину в 1941 пришлось построить предмостную станцию Котлас-Узловой, цифра 1, однако повороты прямо от моста на "вятскую" линию в обе стороны из-за разности высот сделать было невозможно, и поэтому для следования в Котлас-Южный приходится менять направление, перецепляя локомотив. Кроме того, устроили на востоке ещё и станцию Сольвычегодск, с сортировочной горкой, и прямое соединение его с Котласом-Южным.

20. Поэтому наш поезд тут меняет направление. Здесь тепловоз перецепляется в другой конец состава, и поезд идёт обратно, поворачивая перед северодвинским мостом направо. Затем он чрез Котлас-Южный идёт напрямую в Сольвычегодск, и далее уже не меняет направления. Обратно же схема ещё хитрее: из Воркуты поезд почему-то не идёт по прямому соединению сразу на Котлас-Южный, а следует через Узловой. Таким образом, на обратном пути он меняет направление дважды. Такие вот тут заморочки.


21. Рядом со зданием вокзала заброшенный рынок. Тут явно была когда-то оживлённая торговля, но сейчас, к середине "десятых", она полностью изгнана, и станция теперь просто "техническая".


22. Я как раз пришёл к переприцепке локомотива, хотя проводница на меня ругалась и зазывала в вагон, "нельзя тут выходить". Заснял этот процесс, видео завтра выложу. Именно этот локомотив 2ТЭ10Ут-0092 и вёл нас от Коноши.


23. Вид в сторону Сольвычегодска - Воркуты.


24. Поезд остался без тепловоза. Подцепят с другой стороны.


25. Вокзал, видимо, был деревянный и возможно вполне симпатичный, но сейчас одет в мерзкий сайдинг и стал похож на сарай.


...В 9 утра тепловоз перецепили, и мы тихонько пошли по этой линии обратно, но уже поворачивая в Котлас-Южный.
Поскольку там стоянка ещё больше - 45 минут, мы там не спеша прогулялись аж до речного вокзала, и о главном Котласе будет отдельный пост :)

Содержание цикла "Большая Европа по диагонали"
Tags: Большая Европа по диагонали, Котлас, железные дороги, реалии торговли
Subscribe

Posts from This Journal “Большая Европа по диагонали” Tag

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 97 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “Большая Европа по диагонали” Tag