Наш состав на станции Сосногорск. Готовы к отправлению!
Схема 7. Прежде, чем показывать дальнейший путь в картинках, оценим диспозицию нашего движения. Мы шли по лесной зоне Коми республики, периодически пересекая текущие в меридиональном направлении реки - Вымь, Ижма, Печора. На Сосногорске кончается "капитальная" дорога, и легковушки, чтобы ими достичь Воркуты и Инты, приходится ставить на платформу и гнать железной дорогой. Мне сказали, что есть какая-то дорога и до Печоры, однако она уже только для КамАЗов и им подобных, но не для "пузотёрок".
2. Станция Княж-Погост. Мерзкий снег с дождём, который меня доставал в Микуни, шёл и здесь. Было серо, мокро и неуютно.
3. На Княж-Погосте (пос. Железнодорожный, а сейчас - г. Емва) с вагонзака ссадили группу "бесконвойных" с парой сопровождающих, и больше тут никто не выходил. Потом я уже стал изучать в интернете, что там и где размещается, и увидел целую группу т.н. колоний-поселений в окрестностях этого посёлка - для лиц, совершивших правонарушения нетяжёлой степени.
Да, надо сказать вот что. Коми республика - один из самых больших "островов" в архипелаге УФСИН. Что именно тут есть, можно почитать вот тут, это не секрет и общедоступно. А конкретно Княж-Погост был когда-то центром управления Северного железнодорожного лагеря ГУЛЖДС, который и строил в 1937-42 гг. стратегически и экономически важную Печорскую магистраль к воркутинским углям:
Этот населенный пункт достаточно молодой, возник в 1930-е годы, назывался сначала поселком Железнодорожный. Городом Емва он стал в 1985 году. В недавнем прошлом это был один из островков архипелага ГУЛАГ. Именно узники строили тракт Сыктывкар – Княжпогост и железную дорогу.
В поселке Железнодорожный располагалось управление Севжелдорлага. Северный железнодорожный лагерь существовал с 1938 по 1950 годы, численность заключенных доходила до 85 тысяч человек. Здание управления Севжелдорлага строили китайцы. Наверное, поэтому с виду оно немного напоминает китайскую пагоду. Построенное в 1937 году двухэтажное деревянное здание управления лагерем дошло до наших дней. После ликвидации лагеря в 1949 году в нем разместилась школа ФЗУ, затем профтехучилище. В настоящее время здание заброшено.
Непонятно, откуда там взялись китайцы-строители, но раз пишут - то возможно, как-то попали. Там я не останавливался и здания этого не видел.
Да, и ещё. Если же мы посмотрим в архивном Атласе ВОСО ГШ РККА за 1943 г. (дсп), то там как раз Княж-Погост выделен большими буквами. Это именно потому, что там было управление строительства железной дороги:
Схема 8.
4. Княж-Погост. Мощная водонапорка за станцией. Мокрый снег залепляет окна.
5. В 18.39 прибываем в Ухту. Стоянка тут 15 минут. Над круглыми окнами - указатели "От Москвы", "К Москве".
Надо сказать, что именно в Ухте вышла примерно половина (!) пассажиров поезда - в том числе и те девчонки-спортсменки, которые мне позировали в предыдущей части. И почти никто не сел дальше.
И понятно почему - именно Ухта сейчас стала городом №2 в республике. Когда-то это была Воркута, но сейчас она сократилась вдвое, и упала населением примерно до 65 тыс.чел. Зато Ухта вырвалась вперёд, и насчитывает около 100 тыс. населения. Тут есть процветающие нефтепредприятия, буровое управление, перекачивающие газостанции и многое другое. И есть даже свой университет (!) - Ухтинский государственный технический университет (УГТУ).
6. А мы немного прогуляемся по перрону. Левый флигель вокзала украшен ещё советской надписью "Буфет".
7. Зайдём внутрь. Тут всё очень ретроградски - как будто и не было никакой перестройки и "новой России".
8. Олдскульные камеры хранения, рассчитанные на опускание "пятиалтынного".
9. Расписание поездов.
10. Вид на фасад с привокзальной площади. Рекламные тумбы массово заклеены дебиловатыми рожами сериала "ЧОП", очевидно, про жизнь пограничной станции СССР близ Чехословакии и Венгрии в Закарпатье.
11. На фронтоне серп и молот. Вокзал 1958 г.
12. Наш поезд на первом пути. Сзади чуть виднеется ухтинский ЛЕНИН на сопке, однако там я как-то и не обратил на него внимания. Потом уже только, когда поехали - но снять толком и нормально его уже не смог, в боковой проекции. Впрочем, голову Ильича раньше показывали другие путешественники - тот же Варандей или Грифон275.
13. Возвращаюсь в вагон. Разуваться нет смысла - через 15 минут Сосногорск, ещё одна большая станция. Наши соседи-боксёры с верхних полок тоже вышли в Ухте, так что у нас теперь СВ-отсек, а не купейный :)
14. После Ухты едем довольно медленно вдоль речки, повторяя её изгибы. Вокруг всякая индустрия, подъездные пути, какие-то промсооружения. Вечереет, и свет быстро убывает. "Постоянное зимнее время" гасит злесь апрельский день ещё в 7 вечера.
15. Наконец, пересекаем капитальную автодорогу, и подъезжаем к Сосногорску - концу "легковой цивилизации".
16. Вот и Сосногорск. Прибыли сюда в самое красивое "режимное" время - в синие вечерние сумерки. Поезд подали на второй путь. К счастию, погода улучшилась, и тут тихо и нет никакого снега с дождём. Нет ничего и на первом пути - можно спокойно ходить и снимать. Стоянка тут 28 минут, так что всё можно делать спокойно. Сходим к вокзалу?
17. Вон он, показался впереди. Деревянный, ещё не успел стать каменным. Рядом - здание с высокой каменной трубой.
18. Перед вокзалом - указатели. На Москву, на Воркуту.
19. Вокзал деревянный и невероятно милый!
20. Кажется, что мы в 1958 году :)
21. Внутри ещё более атмосферно. Просто машина времени. Если б не рамка, можно было бы принять за небольшой советский вокзал годов этак 1960-х.
22. М-м-м! Деревянные полы, старые лавки. Охранники уважительно расступаются и уходят из зоны кадра. Если в Микуни в обед меня усердно ловили и задерживали, то тут явно получили факсограмму и факт моего похода им известен.
23. Окошки касс. Вот сейчас этак подойдёшь, сунешь в дырочку кассиру зелёную трёшку, и она тебе выдаст картонный квадратик за 2.80, куда-нибудь. Помните же эти картонки, замшелые советские жители-ретрограды? :)
24. На другой стене - карта МПС СССР 1982 г., железные дороги Союза на ней ещё едины и неделимы :)
25. Зал ожидания. Скамейки покрасили вырвиглазно, но зато они ещё старые, 1960-х.
26. На стенде висят над ними детские рисунки. Видать, какой-то конкурс проводили.
27. Расписание. Как видите, есть и какой-то пригород.
28. Наш состав на втором пути. Время самое красивое, смотрится вид потрясающе!
29. Давайте посмотрим станцию и сверху. Это вид в сторону Воркуты.
30. А это - наоборот, на юго-запад, к Москве и Котласу. Обратите внимание, сколько порожних угольных вагонов. Это в район Воркуты идут, за новым грузом.
31. Ну всё обошёл, пора заходить в тёплый и уютный вагон, где теперь тихо и мало народу :)
32. Полвагона после Ухты уже нет, множество свободных полок.
33. А вот такие, кстати, тут подстаканники. Почему-то "Смоленск - Smolensk". Как сюда попали, непонятно.
34. Себяшка перед вечерним ужином. Вотнул свой аккум на зарядку, и сейчас помою руки и пойду ужинать.
35. Тихо, благолепно; никто не пердит, не сморкается, не жрёт доширак. Благочинные пассажиры читают книжки, а в соседнем отсеке парочка разговаривает на тему... чего бы вы подумали? Творчества Гумилёва, блять! Мы с Эдвардом слушали и не могли поверить своим ушам. И это в воркутинском плацкарте на вторые сутки! :)
36. После полуночи заставил себя встать и посмотреть ещё станцию Печора, которую все поезда проходят ночью.
37. Печорский вокзал изнутри.
Потом вернулся и лёг спать. Завтра уже будет тундра и никакого леса.
А поезд тихо скользил на северо-восток, приближаясь к Полярному кругу...
Содержание цикла "Большая Европа по диагонали"
Journal information