Белый цвет за окном вагона подавил все остальные и сделался почти монополистом. Это было уже не переменное снежно-мокрое состояние Ухты или даже Печоры - а нормальный честный морозец с глубокими двухметровыми сугробами. Поезд следовал вдоль занесённых снегом вокзалов и боковых путей на станциях, мела хорошая такая позёмка. Периодически накатывала снежная мгла - и тогда небо сливалось с тундрой, скрывались все ориентиры и исчезал горизонт. Сразу как-то внутренне понимаешь, что тут с климатом не шутят.
Воркута неумолимо приближалась.
В этой части - рассказ о заключительном, самом северном отрезке Печорской магистрали.
2. Проснулся я в 3 часа утра, от залившего вагон света. Приподнялся, посмотрел за окно, потом посмотрел на часы - 3.09 утра. Да, тут время сдвинулось ещё и рассвет наступал примерно в 2.20 ночи. Это было на 12 апреля.
...Кстати, сейчас, 5 мая, день тут такой: восход 01:23, заход 19:58 (с гисметео). И так искажённо вывернута ночь - во-первых, московское время (при Союзе было +2 к москве), а во-вторых, новация - пресловутое "постоянное зимнее". В семь вечера темнеет, в час ночи восход. Потом, уже в Воркуте, я услышал у продавшицы в шахтерском микрорайоне - "ха, у нас теперь львовское время!" :)
Смешно поначалу, но вообще не очень. Время вывернуто неестественно. Доэкспериментировались!
Схема 9. Давайте глянем завершающий отрезок пути. После города Печора на пути только один остров цивилизации - Инта. А потом до самой Воркуты больше ничего, кроме мелких посёлочков посреди тундры. Северный Полярный круг магистраль пересекает где-то за Абезью, и даже не знаю, поставлен ли на пути там какой-то знак.
3. До Инты я ещё не уснул (прибывали в 4.03); посмотрел, как плавно и тихо подъехали на станцию. Отметил ещё про себя: а тут пока деревья-то большие! И - в 4 утра - совсем светло. День!
4. За Интой проглядывались какие-то подъездные ветки, ведущие непонятно куда.
5. И - лесотундра. С небольшими ёлочками.
Долго ещё эти ёлочки мелькали...
Потом надолго отрубился, спать-то хотелось.
6. Проснулись мы уже позже, в районе Сейды - перед станцией Чум. Это как раз то место, где от Печорской магистрали вправо уходит Трансполярная (501-я). Но в этот раз мы ничего не видели - только проснулись. Всё это я покажу позже.
7. Здесь уже ёлочек никаких не было, а были неслабые сугробы.
8. Дежурная по станции провожает наш 388-й.
9. Периодически накатывали снежные заряды, и тогда небо сливалось с землёй в один белый цвет.
10. Линию земли можно было опознать только по чёрным снегозадержательным огородкам.
11. Снега, снега... Наш тепловоз вёз состав куда-то в снежную мглу, и линия терялась в белом безмолвии тундры. Поневоле задумаешься - вот как тут строили дорогу? Это же намного суровее мурманского хода. И температуры тут иные, нет и следа дыхания Гольфстрима, и вечная мерзлота, опять же.
Именно тут вспомнилась пресловутая песня, что у многих вертелась на языке:
"По тундре, по железной дороге...
где мчится скорый Воркута - Ленинград!"
11-бис. А вот картина (художник Митюшев) - "Строители Печорской магистрали".
12. Очередной снежный заряд.
13. Tombe la neige. Что ещё бросилось в глаза - любят тут ставить в качестве складов и временных домиков списанные вагоны. И ещё: бетонные шпалы после Печоры исчезли напрочь! Только деревянные.
14. После 8 утра вагон стал помаленьку просыпаться. Прибытие почти в десять, так что можно всё спокойно успеть - осталось-то нас к концу пути в вагоне всего человек двенадцать, не больше.
15. Потом встал Эдвард, и мы вспомнили, что сегодня Космопасха - уникальное календарное сочетание Пасхи и дня Космонавтики.
16. Щас за чаем пойду.
17. Белая мгла за окном.
18. Впрочем, периодически за окном светлело...
19. ...чтобы через несколько минут снова получить снежный заряд в бок! Боковые пути кое-где были переметены сугробами.
20. После чая решили таки накрыть поляну. По случаю Космопасхи, и того очевидного обстоятельства, что непонятно, как мы в Воркуте после прибытия столоваться будем. А так, хотя бы сытые будем решать оргвопросы.
21. Поели-попили, вот и крайняя перед Воркутой станция - Юнь-Яга. Осталось 20 минут пути. Легендарную станцию Песец проследовали немного ранее и крайне неожиданно, во время трапезы - так что не успели даже схватить камеры.
22. Наконец, почувствовалось приближение большого узла. Путейцы усердно чистят ручные стрелки от снега.
23. Вон и большие дома! И заметённые ветки куда-то вбок и вдаль уходят. Не одна.
24. Да, это она, Воркута...
Немного волнительно оказаться тут первый раз в жизни! Но интересно.
Что-то нас ждёт тут? Опыт с коучсёрфингом провалился, доморощенный воркутинский "коучсерфер" вчера дал отбой - так что где-то надо было внепланово устраиваться на сутки ("Север" около зоны, в квартале "Н", был забронирован нами только с завтра).
* * *
Заключительную "поездную" часть - про Воркутинский вокзал и устройство в тамошние номера, читайте в X главе.
Скоро.
Содержание цикла "Большая Европа по диагонали"
Journal information