МОСКВА, 8 мая — РИА Новости/Прайм. Китай в ходе визита высокой делегации в Россию закрепил готовность финансировать строительство первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва-Казань на сумму свыше 300 миллиардов рублей.
Меморандум о формах сотрудничества и модели финансирования министр транспорта РФ Максим Соколов, председатель Госкомитета КНР по развитию и реформам Сюй Шаоши, президент РЖД Владимир Якунин и глава корпорации "Китайские железные дороги" (Chinese Railways, CR) Шэн Гуанцзу подписали в присутствии президентов РФ и Китая.
"Китайская сторона профинансирует строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань в объеме 300 миллиардов рублей", — сообщил президент РФ Владимир Путин по итогам переговоров со своим китайским коллегой.
(отседова)
Прямо скажем, журналистам подсунули очень витиеватую болванку пресс-релиза, однако кое-что сухого остатка из неё выдоить можно. Итак, попробуем:
(1) ВСМ на Казань - будет,
(2) и скорей всего, это будет первая полноценная и реально высокоскоростная (а не медийно-маркетинговая для болтологии) ВСМ - т.е. выделенно-эстакадная, в отличие от единственной существующей сейчас полунормальной совмещённой линии Мск - СПб,
(3) так как проектирование и лидирующая роль в технологиях будет отдана "братьям-китайцам", исходя из смысла совместных заявлений,
(4) и это понятно, так как другого реального пути сейчас нет - китайцы мировые лидеры в строительстве ВСМ, так как шагнули заметно дальше и японцев и немцев - нет, не в технике, а в масштабировании национальной сети высокоскоростных ж/д и имеют колоссальный опыт реального управления такой сетью,
(5) а также немалое количество действующих механизированных колонн по строительству ВСМ, которые после выполнения плана 4+4 постепенно начнут высвобождаться и их надо куда-то пристраивать,
(6) в России стройка будет идти медленнее раза в 2-3 и скорей всего, дороже - китайское государство у себя особо не церемонится с собственниками, оказавшимися на пути трассы (частной собственности на землю там нет по конституции), а российское - очень даже церемонится и будет долго и нудно торговаться с собственниками и выкупать участки земли втридорога, попутно ещё и извлекая дополнительный профит из процесса, через всяких хитрых и близких к власти инсайдеров,
(7) ни к какому чемпионату-2018 ничего не будет построено, но к 2020 - вполне реально, если в этом году начнётся реальное проектирование, а в 2016 прохождение трассы будет определено,
(8) китайцы явно заинтересованы продлять ВСМ и дальше, на восток - но большой вопрос, сможет ли освоить Россия такой масштабный проект и насколько сильным окажется внутри правительства "тихое" лобби евроцентристов, для которых жесткая и долгосрочная привязка к евроазиатской системе сообщений вместе европейских - серп по яйцам и конец их гешефтов,
(9) а если китайцев допустят ещё и до сооружения ВСМ на территории России, то воровать придётся значительно меньше,
(10) и китайцы также будут рады как можно больше потеснить зажравшихся европейцев на их традиционной деляне в России,
(11) что у них, судя по геополитической обстановке, очень даже хорошо получится, и украинский кризис им как раз очень на пользу.
Ещё, из релиза:
[...] Первый вице-президент РЖД Александр Мишарин ранее говорил, что китайские партнеры предлагают осуществлять финансирование проекта в юанях и долларах. Источник подтвердил в пятницу, что эти валюты по-прежнему обсуждаются. "Условия по финансированию будут оговорены до конца 2015 года", — добавил он.
Меморандум, рассказал источник, закрепляет, что при реализации проекта ВСМ будут использованы китайские технологии, но более 80% продукции — материалы для строительства, подвижной состав и так далее — будет российской.
Мишарин ранее говорил, что высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва-Казань на 85% может быть построена из продукции российских предприятий и на 15% — иностранных. ВСМ, рассказывал первый вице-президент РЖД, будет строиться участками, но параллельно.
Высокоскоростной магистрали потребуется соответствующие поезда. Локализация будет обязательным условием, говорил президент РЖД Владимир Якунин. Источники говорили, что площадками для производства таких подвижного состава могут стать предприятия группы "Синара" и "Трансмашхолдинга".
Китайские компании также займутся проектированием ВСМ в составе консорциума с российскими компаниями. Документы на этот счет в ходе высокого визита не подписывались, но в конце проектировщиком первой в России высокоскоростной магистрали был выбран консорциум, в который входят "Мосгипротранс", "Нижегородметропроект" и China Railway Eryuan Engineering Group (Китайская инженерная железнодорожная корпорация "Эр Юань").
Консорциум стал единственным участником, подававшим заявку на конкурс по проведению инженерных изысканий и разработку проектной документации для строительства этой дороги. Однако источник, близкий к РЖД, говорил, что желание сотрудничать с этим консорциумом выразили европейские компании.
Стоимость проектирования составит 20 миллиардов рублей.
* * *
В общем, готовьтесь, транспортные аналитики, к потоку интересных новостей :)
Journal information