Вообще, вокзал там находится весьма на отшибе, и пешком - безусловно не очень логичный путь в центр. Нас вокзальные охранники и убеждали, что надо на автобусе или такси ("копейки же стоит!"). Но мы таки пошли, и вот почему. Первое впечатление о городе - всегда самое сильное и самое свежее. Потом остальные уже наслаиваются на него, создавая более цельную и объемную картину. Посему, единодушно решили смотреть путь к городу не спеша; и потом, на пути всё равно находилась эпическая стела "67-я параллель", которую не хотелось пропускать - а она была аккурат на середине маршрута.
Так что, давайте прогуляемся от привокзального района до ДК Шахтёров и площади Мира в центре Воркуты.
На "67-й параллели". Да, метёт; да, для середины апреля нежарко - но всё равно интересно!
2. Карта Воркуты с нашим первым походом (да, должен отметить, что там с картами и схемами совсем провал - сколько мы не спрашивали в книжных и киёсках, ничего нигде не было, даже просто карты Коми).
Не совсем понятно, почему при проектировании города и ж/д узла главный вокзал отнесли так сильно на юг, от центральной и основной городской застройки - хотя пришахтная линия потом идёт дальше и оборачивает город с обеих сторон. Можно было совершенно спокойно поставить вокзал втрое ближе к центру. Но, факт. Чапать до центра километра 4. Привокзальный район стоит как бы особняком от остальной Воркуты. Звезда - это стела "67". А цифра 3 - ДК Шахтеров, центр.
3. Сперва идём по привокзальному району. Пасха, воскресенье, начало двенадцатого дня. На улице - ни души!
4. Магазин РЖД.
5. Намело за зиму много, снег потом осел и стал грязно-серого цвета. Сейчас метёт поверх. Кое-где дорожек нет, приходится сходить на обочину.
6. А вот и знаменитый "полуциркульный" проект. Потом мы таких полукругов увидим много. Видны и сваи внизу - тут же вечная мерзлота, все почти на сваях стоят.
7. Выкинутая мебель на помойке.
8. Много домов с национальным коми орнаментом. Сталинских с ним практически нет, а вот хрущевок много с таким построили. Тротуара тут нет, всё занесено снегом, вариант - только по дороге идти.
9. Ещё одна особенность, тоже бросившаяся в глаза - просто море разнообразной социальной рекламы. Причем она не одинакова, а почти все такие плакаты индивидуальны.
10. Заколоченный дом. Судя по вывеске, надеются на использование.
11. Позёмка усиливается, и становится весьма некомфортно идти. Расчищена от снега только одна половина дороги, а вторая превратилась в снежную тропку. Но приходится терпеть, раз уж пошли так.
Вот видео, которое я выкладывал ещё с пути:
12. Попадаются и чистые заброшки. Некоторые с декором - наследие сталианса.
13. Остановки с огромной буквой "А".
14. Переезд, ведущий на шахты и ВМЗ. Обратите внимание на особенность - переезды тут все номерные! Этот - 4А. Нигде такого не встречал.
15. Линия частично заметена, так что снегоуборочной технике тут есть где развернуться. Однако накат на рельсах есть, и хороший - так что линия не дохлая.
16. Оптимистический плакат на обочине.
17. А вот и знаменитая стела. Неплохо видна издалека (если б не пурга).
18. Вот только... как к ней подойти? Обошли кругом, везде такой обрезанный сугроб выше роста. Обошли кругом - нигде не расчищено! Пришлось лезть наверх с подсадкой, а Эдвард, как более высокий, залез следом.
19. Фото на память :)
20. Идём дальше. Эта линия идёт на другую шахту, в сторону аэропорта и на заброшенный Рудник. Будка заброшена.
21. Ещё социальной рекламы на торце.
22. Тут с юга снова снежный заряд. Да такой, что всё скрылось в белёсом тумане. Неужто нам придётся так смотреть город? Эххх...
23. Наконец, выбрались на границу основной застройки. Тут начинается улица Ленина, которая главная ось (на кадре уходит вдаль, к центру). Уже позже мы узнали, что это место называется "площадь Металлистов" и отсюда же стартуют автобусы на Воркутинское кольцо.
24. Да тут просто музей советских артефактов!
25. М-м-м!
26. Вот и вывеска гастронома советская, и на крыше! Ничего не обновлено, всё раньшего времени!
27. И неоновые трубочки целы, и композиции советские.
28. Тут, наконец, стали попадаться навстречу реальные воркутинцы, а также пошёл непрерывный тротуар. А то шли в полной тишине, нарушаемой только шуршанием машин...
29. Улица Ленина застроена сталиансом, кое-где даже ансамблевым.
30. Решили зайти в тыл застройке и посмотреть дворы.
31. Вид с тыла.
32. Сугробы ещё очень приличные, в середине апреля тут зима. От подъездов надо пробираться узкими тропинками. Украшательства и "излишества" сталинской архитектуры без постоянного ухода ветшают и выглядят крайне жалко.
33. Реклама монументальная и делается на десятилетия :)
34. Украшательства некоторые заброшены даже и с парадной стороны улицы. Обратите внимание, что вывеска магазина дублируется на языке нацреспублики (коми). Правда, это далеко не везде соблюдается.
35. Ансамблевая застройка. Правда, сугробы мешают. И ещё, на тропках скользко до невозможности! Ногу вывихнуть тут, наверное, совсем не проблема и у травмпунктов явно есть фронт работ.
36. Главный воркутинский транспорт - ПАЗик северной модификации. На кадре - перспектива ул. Ленина в центр.
37. Подошли к площади Мира. С восточной стороны - "ворота" ул. Мира.
38. С западной - мощный ДК Шахтёров, внушающий искреннее почтение ещё издалека.
Шахтеры - градообразующая профессия тут, так что и ДК у них самый монументальный.
Но его я покажу в следующей части.
Содержание цикла "Большая Европа по диагонали"
Journal information