(1 часть, «Air Айвазовский»)
(2 часть, «Торжественное прибытие в Прагу»)
Хочу вам честно признаться: люблю фотографировать. Нет, не так даже: люблю фотографировать вечером, ночью, на закате, на рассвете. В снег и в морось, в сумерках и в дождь. Почему так? Вечерние снимки – в них есть загадка. В рассветных – надежда. В закатных – умиротворение. Снимок с тихо падающим снегом – нежный, с метелью – хищный. Словом, есть настроение, неуловимо разлитое в каждом пикселе снимка. А вот снимать, к примеру, в разгар ясного летнего дня мне как-то неинтересно. Даже на море. Не знаю даже, почему, но (внутреннее ощущение) мне такие снимки кажутся плоскими и обедняющими все окружающее. В этом случае стараюсь дождаться заката или даже вечера, если можно и если есть шанс оказаться в этом месте ещё раз. Из-за крена в такую съемку даже продал полгода назад прекрасный, в сущности, фотик – Canon Pro1 и купил Nikon 8800 с оптическим стабилизатором. Потому что хочется для удобства ночь снимать «с рук», резко и качественно, просто гуляя и наслаждаясь окружающим миром; а не таскать все время с собой штатив и вечернюю прогулку превращать в «озабоченность» фотосессией. И, надо сказать, Никоша работает на славу, оправдывая мои ожидания. Хотя и перестраивается медленно с режима на режим.
***
Неудивительно, что я ждал соприкосновения с вечерней Прагой. Интересно вдвойне, когда совершенно новый для себя город в первый раз открывается вечером, в огнях и силуэтах. А потом идёшь днём – и всё радостно узнаешь; всё то, что увидел вечером, в ином свете. Это тоже своего рода наслаждение!
Вот и сейчас, аккурат в День Советской Армии и Военно-Морского Флота, я оказался ведомым моим другом Бодо по улицам Праги. Благо, что живет он почти в центре – и везде можно пешком, не разрывая визуальную связь улиц и площадей.
***
Итак, мы вышли от Намести Миру и идём к горящему вдалеке сбоку большому куполу какого-то здания. Первая существенная остановка – «У коня под хвостом». Так на местном слэнге называется место встреч под статуей короля Вацлава, который установлен перед громадой Национального Музея.
Сам этот Музей возвышается на холме, а от него идет широченный бульвар длиной в километр, который упрямые чехи именуют площадью – Вацлавске Намести. Посмотрел я, но на площадь он не тянет – бульвар и бульвар. Хоть и широкий. Посмотрите!
Медленно продвигаемся по этой самой Вацлавске Намести. Вот – цветочный киоск. «Кветины» (цветы). Нежно... как у украинцев (вспомните – квитень).
А это (красно-синее здание, ужасно мне понравилось по цветографике, хоть и современное) штаб-квартира обувного фабриканта Баты. До войны это был король обуви в мире №1! Сейчас его известность поблекла, после 40 лет социалистической Чехословакии, но в Чехии он по-прежнему №1.
Вацлавске Намести упирается наконец в здание, и мы сворачиваем налево.
Тут уже Прага постарше, и мой взгляд упирается в симпатичное здание впереди. Это Общественный Дом (узнал потом, что в нем была провозглашена независимость Чехословакии в 1918 году).
А правей него, правей – стоит древняя по виду башня. Я бы даже сказал, Башня. Пороховая. И в ней проделана арка, сквозь которую идет Улица и по ней едет потом машин. Забавно.
Проходим сквозь эту арку, и оказываемся на улочке, сплошь заполненной магазинчиками богемского стекла. Бодо меня тянул дальше, но я все-таки у одной из витрин остановился и полюбовался на Симфонию Застывшей Прозрачности, сделал серию памятных снимков. Дорого, конечно, там всё, но как красиво, эх! Просто сказка! Особенно меня восхитил глобус из стекла с контурами континентов.
Еще немножно, и мы оказываемся в центре средневековой Праги.
Староместская площадь. Освещается все на ней неброско, неярко, но до чего стильно и гармонично! За жёлтыми зданиями – это возвышается Костел Девы Марии Над Тыном. Контраст желтого и неяркого лунного цветов меня приводит просто в восторг! Стиль и мера – это всегда прекрасно! (у нас раньше таким же светом освещался Спас на Крови – и это меня всегда подкупало. Но чем-то лунный свет властям не понравился – и в январе этого года его заменили на белый…)
От Староместской площади Бодо меня ведет в лабиринт запутанных мелких улочек, но через некоторое время сбивается сам.
Мы некоторое время плутаем по ним, пока не выходим наконец на набережную Влтавы перед Карловым Мостом. Тут тоже предмостная башня, и в ней Арка с Улицей. Почему-то эта деталь, что башни в Праге с «уличными» дырками внизу, меня очень умиляла.
А в этой башне через «дырку» шел даже трамвай!
Прямо напротив моста стоит симпатичное здание под странным названием - «Клементинум». Но я так и не понял его назначения, а потом уже прочел, что это было нечто типа университета, колледжа и школы, вместе взятых.
***
И вот, наконец-то, мы выходим на Карлов Мост! Вот то место, о котором я много слышал и читал!
Сразу напротив, на том берегу, ярко сияет ансамбль Пражского Града, красиво отражаясь во Влтаве. Для Праги, где вечерний свет не очень большой яркости, Град был освещен просто супер-сильно! А Влтава была незамерзшая совершенно. Бодо подтвердил, что она и не замерзает, несмотря на зимние морозы.
Сам Карлов мост освещен, я бы сказал, очень неярко. Приглушенно, как свечками. Говорю Бодо: «А что на освещении тут – экономят? У нас в Питере мосты освещены намного ярче!». Он: «Ну, наверное, чтобы была обеспечена какая-то камерность, спокойствие этого места».
Что ж... может, он и прав. Наверное, и в этом есть какой-то смысл.
На самом же мосту мое внимание привлекли странные согбенные фигуры, стоящие на коленях с протянутыми руками – через равные промежутки (на мосту насчитал 7 таких фигур, от начала до конца). Опять интересуюсь, что ещё за фишка такая? У Бодо и тут своя юмористическая гипотеза: «Это такой цыганский профсоюз, он этот мост постоянно обслуживает».
На другом конце Карлова Моста тоже стоит предмостная Башня с Дыркой. Ну, уже не удивляюсь, а просто снимаю. Это мы уже перешли на Малу Страну (Малую Сторону, «тот» берег Влтавы).
(на кадре слева стоит Бодо и ждет меня)
А вот забавная витринка – поросята, фонарик, часы, карандаши. Люблю нестандартные витрины! Что-то в них такое есть... творческо-креативное...
На Град решили уже не подниматься, ибо было уже больше 10 вечера, а в Праге это время очень позднее – надо сказать, что после 8 вечера там практически все вымирает (но и встают они намного раньше нас, если иметь в виду пульс города). Я решил, что сбегаю на него завтра утром, перед отьездом в Южную Чехию.
***
В какой-то из арок-коридоров Малой Страны находим скопище трактиров, и Бодо предлагает погреться («Пока ты здесь, надо пить пиво. Какая Чехия без пива?»). Ну, хорошо. Хотя я не любитель собственно пива и в Питере его практически не пью.
Заходим. Народу немного, а из одного зала, где мы оказались, можно пройти еще в три других, петляя по соединительным лестницам. В каждом - свой интерьер. Но мы ленимся, и вглубь не проходим, оставаясь в первом. Заказываем по кружечке («закрываемся через полчаса», предупреждает кельнер).
Ну что, вкусное, приятное пиво («Это Классика, Пльзень»). Оценка моя – положительная, пьется с удовольствием.
За соседним столиком сидит компания бритых молодых людей в кожанках и с ними девушка, а между нами спит собака. Колоритно :)
Обратно уезжаем на трамвае (он тут совсем не такой, как в Питере – тихий, комфортный, быстрый).
Мчимся быстро сквозь сонную Прагу. Народу немного, а на улице – так вообще нет. Время около 11 вечера (а у нас уже час ночи). Снова переезжаем Влтаву, но уже по другому мосту (а Карлов мост – он только пешеходный). В трамвай заходит девушка с огромным инструментом за спиной, с усталым лицом. Что это у нее? Контрабас? Или еще что? Это остается для меня загадкой – нам уже выходить. Намести Миру.
Прогулка закончена.
Пока, Вечерняя Прага, ты мне понравилась!
Бодо, спасибо тебе отдельное и огромное за всё!
Продолженье следует... утренняя пробежка на Пражский Град через Влтаву и потом поедем на вокзал, ведь нам дальше на юг надо...
Journal information