Первый сегмент (до Воркуты и Полярного Урала) был реализован в апреле с.г. и большой обзорный рассказ о нём лежит тут.
Вторая часть тоже была строго железнодорожной, без каких-либо уклонений в автомобильную, или не дай Бог, дюралево-баклажанную тематику. На самом деле - уникальная возможность, что можно без пересадки проехать от Москвы до Лазурного берега Франции. И раз уж я полтора года назад проехал целиком трансконтинентальный маршрут Москва - Пекин, то пропускать сегмент Москва - Ницца было бы глупо.
Новый памятник в Бресте. В 2011-м я его ещё не застал
Вначале, для наглядности - карта-схема пройденного в мае-апреле пути:
2. Началась вторая часть экспедиции вечером 20 мая, тестом нового межстоличного двухэтажного поезда №5/6. В этот раз решил попробовать нижний уровень (в мае 2014-го, год назад, пробовал верх, на маршруте Краснодар - Москва). Надо сказать по личным ощущениям, что внизу ехать безусловно менее тесно, чем на втором этаже, однако я всё же отношусь к этой новации без особых восторгов. Тесновато. Этакое "народное купе". Хорошо, правда, что не трёхполочный кушет - внизу сидеть вполне полноценно можно, при спящем пассажире наверху. Попозже будет подробный обзор "низового уровня" двухэтажки.
На фото - китайские товарищи осваивают новую русскую двухэтажку, большой группой
3. Прибыв в Москву ярким солнечным утром 21 мая, около семи утра, я переехал соединительной веткой с Ленинградского на Белорусский вокзал, через Каланчёвку. Таким образом, метро оказалось незадействовано - только ж/д.
4. Затем в течение примерно двух с половиной часов околачивался в районе Белорусского вокзала. И это оказалось неплохо. Удивительно, но я первый раз посмотрел этот вокзал в целости всех его частей и кусков - раньше видел только какие-то отдельные части, попутно, по пути куда-то. Посмотрел и новый памятник "Прощание Славянки", о нём будет отдельный постик.
5. Наконец, около 10 утра ко второй платформе подали сам поезд.
6. Путь "туда" я проделал в довольно необычном для меня буржуазном формате - в салон-вагоне с четырьмя купе. Вот в таком. Это гёрлицкий вагон 1994 года, и о нём будет отдельный большой рассказ.
7. Первый чай в поезде. Маслины присутствуют, жареная курица будет попозже. Всё как по классикам! :)
8. Поздно вечером того же дня 21 мая мы достигли Бреста. Все промежуточные сущности я сейчас опускаю - они будут подробно показаны в описании маршрута, подобно воркутинскому или пекинскому поезду.
9. Будете смеяться, но VIP-вагон поезда Москва - Ницца оказался самой удобной платформой для сьёмки процесса смены тележек в Бресте. Старший вагонный мастер (как мне заранее сказали проводники - страшно бдительный, не любящий снимающих и на постоянной связи с погранцами) даже и не мог предположить, что среди его пассажиров окажется засланный казачок :) При этом внутри цеха смены тележек медленно бродил печальный вислоусый пан и показывал пассажирам снизу бутылку зубровки, надеясь, что кто-нибудь её купит.
10. За ночь и утро проскочили Польшу, и утром в чешском Богумине - где перецепляли электровоз - меня встречал классический австро-венгерский вокзал.
11. Гёрлицкий салон-вагон оказался для меня уникальным ещё и в том смысле, что я ехал ближе всех пассажиров в поезде, к концу состава. И когда отцепили брестский прицепной вагон, освободилось концевое окно тамбура и можно было наблюдать окрестности с рельсами, убегающие вдаль. На снимке - станция Вена-Главная (Hbf).
12. По многочисленным советам читателей попробовал на себе польский вагон-ресторан старой и заслуженной компании Wars, который цепляют ночью в Варшаве-Всходне, вместо нашего, отцепляемого в Бресте.
13. Днём второго дня следования поезд идёт исключительно живописными горными пейзажами - через всю Австрию, много часов. Оказалось, вопреки инфографике РИАН, что ни через какой немецкий Розенхайм маршрут поезда не проходит, а идёт сугубо по австрийской территории около 11 часов. Для европейской страны это много. Так что поезд пересекает 8 стран, не заходя в Германию после Зальцбурга. Жаль только, что Альпы были прикрыты тяжёлыми облаками.
14. Вечером - большая остановка в Инсбруке. В этот раз, видимо потому, что время различается всего на час, а не на два, мы прибыли туда на час раньше расписания и простояли около двух часов.
15. И за это большое время я успел не только прогуляться по станции с вокзалом и купить у инсбрукских привокзальных бабушек стаканчик клюквы, но ещё и прокатиться на местном трамвае - пусть и одну остановку! :)
16. ...Пассажир очень много ест. Простые смертные по ночам не едят, но пассажир ест и ночью. Ест он жареного цыпленка, который для него дорог, крутые яйца, вредные для желудка, и маслины. Когда поезд прорезает стрелку, на полках бряцают многочисленные чайники и подпрыгивают завернутые в газетные кульки цыплята, лишенные ножек, с корнем вырванных пассажирами. (с)
17. Станция Бреннеро была в снегу - уже поздно вечером. И если в Вене днём было +17, то там было +3. Но Бреннерский перевал преодолевали уже в полной темноте, увы. Вот так легендарный тоннель выглядел из окна моего купе: долго-долго мелькали огоньки внутри него.
18. Третьим утром пассажира встречает за окном уже Средиземное море, в Италии. Саму Италию поезд проходит ночью - Больцано, Милан, Верону. Разве что Геную можно рано утром застать.
19. И вот, наконец, вокзал Ницца. Ехать сюда столько же, как от Питера до Воркуты - 47 часов против 48-ми. К сожалению, обратно на вокзал я уже не смог зайти, так как тут творился сортировочный ад с Гран-При Монако.
20. Оценив реальную обстановку, решил идти в город, осмотреть центр и приморскую эспланаду и затем берегом моря дойти до какой-то станции SNCF в маленьких городках. Так и сделал.
21. Шёл-шёл, около трёх часов, не спеша обозревая виллы буржуинов по пути, и наконец пришёл...
22. ...В городок Больё-сюр-мер, что на полпути до Монако. Тут мне очень повезло: я попал на субботний рынок и смог закупиться незаконными санкционными вонючими сырами не в супермаркете, а прямо у местных торговцев. Затем немного побродил по городку и ушёл на вокзал.
23. И примерно в половину третьего дня достиг подземной станции Монте-Карло.
23a. Тут же была совершена вынужденная прогулка по местам дислокации болельщиков Гран-При Монако, и даже кратковременный выход к трассе. Впрочем, об этом я на днях рассказал в отдельном посте про непарадный колорит Гран-При.
24. Станция Монте-Карло с вокзалом - главные ж/д ворота в Монако. Про него будет отдельный пост, это интересная сущность.
Вокзал (портал входа в него) находится внизу, я постарался вместить его в кадр. Станция находится внутри - в скале, она трехпутная. А наверху граница Франции и Монако проходит... по третьему дому от столбовой улицы поверху. Много думал :)
Короче, в итоге я так и не понял, нахера вообще существует это самое отдельное государство Монако... Какой в нём смысл, кто в курсе? Из-за казино?
25. Внутри подземной станции Монте-Карло - Монако SNCF. На фото - вечернее ожидание электрички на Ниццу (опаздывает на 40 минут). Когда прибыла - а я успел это застать - народ хлопал в ладошки от радости. Правда, первый поезд сумел забрать только примерно две трети публики, а остальные не влезли. А затем уже я уехал.
26. Обратный путь был уже в обычном режиме.
27. Самое главное - я проехал в новом австро-тверском вагоне, который реально представляет собой настоящую невидимую революцию в международном сообщении: наконец-то перешли от ужасного 3-полочного купе в вагоне габарита РИЦ, и сделали отличный вагон. Обзор этого вагона будет самым первым постом из тех, которые предполагаются по этой поездке - потому что оно стоит того, переход от 3-полочной к нормальной советско-восточногерманской 2-полочной схеме в купе. Умывальник прямо в купе, в каждом вагоне душ - независимо от того, 2-й класс это или 1-й. Сейчас все четыре международных поезда перешли на эти вагоны, а старые ужасные ушли в историю. И слава Богу!
28. Расстелив "Северную Правду", хорошо похрустеть французской булкой в купе, закусив её вонючим сыром, благоухающим как вчерашние носки старшего дорожного мастера, и задумчиво смотреть на пролетающие за окном приальпийские холодные станции. Романтика! :-)
29. Весь следующий день шли по Австрии и Чехии, ночью Польша - а раннее утро уже в Тересполе. Вот на фото граница двух цивилизаций, река Западный Буг между Брестом и Тересполем. Слева - Беларусь, справа - Польша.
30. Снова переобувание вагонов в цехе, а затем прогулка по пристанционному Бресту: на обратном пути на станции выпускают погулять, а стоит поезд довольно прилично.
31. За день проходим Минск, Оршу, Смоленск, Вязьму и около десяти вечера - снова Москва за окном.
32. На следующий день, кроме разных деловых встреч, был посещён музей-квартира Антон Палыча Чехова, а также прогулялся в приятной компании по новому для меня району центральной Москвы.
33. И снова вечерняя Каланчёвка, и затем площадь Трёх Вокзалов. Никакого метро или авто!
34. Вечерний Ленинградский вокзал. Осталось всего ничего, вернуться в Питер.
35. Для доставки обратно была избрана "Красная Стрела": в прошлом году зимой я ехал на ней, но остался не особо доволен падением высокой ранее планки поезда. Кроме того, тогда мне в купе попалась странная тётка-попутчица, которая закрывалась с головой своим одеялом и жрала шоколад прямо там, в темноте, шелестя фольгой. В этот раз было получше - краткий обзор изменений "Стрелы" за полтора года тоже сделаю.
* * *
...Утром 27 мая, в День Города, поездка наконец завершилась.
Теперь - много-много описывать и рассказывать :)
Общий ж/д километраж:
3314*2=6628-7=6621 км
650*2=1300 км
По Московскому узлу - 8+18+26+32=84 км
-----
Итого, по 2 сегменту - 8005 км
Маршрут целиком, от Ниццы до Воркуты получился 13121 км (в оба конца), или в полтора раза больше, чем расстояние от Москвы до Владивостока. Так что Европа, если брать её географически, а не узко-политически - совсем немаленькая и поэтому в цикле она названа "Большой".
Journal information