Эссе посвящено поезду "Столичный Экспресс" Москва - Киев российского формирования.
Поезд в том виде (досмотр на ходу, нет задержек на границе) просуществовал 9 с половиной лет - с 1 августа 2005-го по 13 декабря 2014 г. Но в принципе, существовал, конечно и раньше, разве что не с этим названием. Я его не пробовал, так как в постсоветские времена ездил в Киев уже из Петербурга, на поезде "Ладога" российского формирования. Но в позднесоветские времена пару раз проехал на "Украине" с Киевского вокзала Москвы - в те времена, когда границы или досмотры между Киевом и Москвой могли присниться пассажирам разве что в страшном сне.
"Столичный Экспресс" современного формирования (2005-2014)
Ниже - текст Олеся про этот поезд.
Крепкий чай, подстаканники с двуглавыми орлами, яркие попутчики, таможенники и пограничники. Великий поезд, поезд-символ отменен. С 14 декабря фирменный поезд "Киев — Москва" больше не курсирует между Украиной и Россией. Компания "Российские железные дороги" отменила его. Из-за нерентабельности. Но это не только экономика. И не только ЭКОНОМИЯ. Это еще и символ нынешнего грустного состояния российско-украинских отношений.
Для меня в этой "паровозной" смерти слишком много личного. Сколько чая выпито по дороге из Киева в Москву и обратно. Сколько разговоров с попутчиками переговорено! Я мог бы проследить все этапы умирания знаменитого экспресса.
В советские времена его провожали "Прощанием славянки". До сих пор помню цену на место в купе — 12 рублей. Ты ложился на полку, и утром просыпался на Киевском вокзале, незаметно проделав путь из "матери городов русских" в Белокаменную.
С конца 1991-го пассажирам уже не спалось. Их стали будить ЧЕТЫРЕ раза за ночь — сначала украинская таможня, потом — украинские пограничники, после них — пограничники российские и, наконец, российские таможенники. В Москву отныне ты приезжал с чугунной от недосыпа головой, но твердо помня, что экспресс идет через Брянск.
Так продолжалось до 2010 года, когда на выборах победил Янукович, и впервые забрезжила робкая надежда, что отныне все наладится. Будет и Таможенный Союз, и восстановленные связи, и прежняя крепкая дружба. Был даже добрый знак — поезд "Киев — Москва" отныне стал ходить по упрощенной системе преодоления границы, чтобы не будить пассажиров. Прямо на вокзале в Киеве вас проверяли украинские таможенники и пограничники, а уже перед самой Москвой соответственно — российские. Без излишней строгости и придирчивости, кстати. Повеяло хорошим добрым ветром. Я стал высыпаться и появляться в Москве без электрического треска в голове.
Но не вышло. Янукович зачудил. Объявил евроинтеграцию. Распропагандировал пушечными залпами телевидения наивную доверчивую Украину. Заморочил всем голову. Потом ту же интеграцию отменил. Майдан. Взрыв. Катастрофа.
"Стличный Экспресс" на вокзале Киев-Пасс. перед отправлением
...Но поезд еще ходил. До недавних пор он даже отправлялся в Киеве с 1-го перрона. А потом, по мере ухудшения отношений между Киевом и Москвой, его загнали в ссылку — на дальний 14-й путь. Я даже чуть не опоздал на него однажды, не найдя вагоны на привычном месте.
В этом поезде можно было познакомиться с кем угодно — с актерами Таганки и МХАТа, едущими в Киев на гастроли, с рэпером Потапом и Настей Каменских, направляющимися на гастроли в Москву. С инженерами и военными. С гувернантками и специалистами по добыче щебня. С коллекционерами старины и вредными неудачниками, ругающими одновременно (или попеременно) Украину и Россию. В нем даже, если не ошибаюсь, когда-то в начале 90-х обокрали Пугачеву.
Это был ВЕЛИКИЙ поезд. Такой же знаковый, как воспетый Набоковым "Норд-экспресс" или "Восточный экспресс" из романа Агаты Кристи. В последнее время в нем, кстати, всегда можно было купить тяжелый кольчугинский подстаканник с двуглавым имперским орлом — проводники непременно заходили к вам в купе с предложением приобрести подарочный набор.
Но все это в прошлом. И крепкая дружба между братскими народами. И крепкий чай.
Газ и Америка развели нас. И наша… глупость.
Мы дали обмануть себя — москвичи в 91-м, когда у них тоже был свой Майдан — возле Белого Дома. Тот самый, что обрушил Союз, загнав нас в капкан Беловежской пущи. Киевляне — в 2004-м и 2014-м. Дважды наступив на одни и те же грабли. Только во втором случае — кровавые.
Кстати, в 91-м я был вместе с обманутыми москвичами, веря в "гласность", "перестройку" и содрогаясь от мысли, что победят враги "демократии", гекачеписты. Так что, никого не сужу слишком строго. На всех нас довольно простоты.
Не судите и вы в Москве слишком строго Украину. Это ваше кривое зеркало с гопаком вместо камаринской. Украина сегодня просто проходит российские 90-е. Как невыученный урок. Со своей Чечней. И своими "демократами".
Из Киева в Москву еще можно добраться другими поездами — украинскими. Но для меня все наладится, когда восстановится этот — ГЛАВНЫЙ. Тот, в котором проводники узнавали меня, а чай казался особенно вкусным. Может, из-за подстаканников с орлами. Может, еще по какой-то другой причине.
Жаль, что так глупо все вышло. Но куда деваться от реальности? Ее можно только исправить. Мне хочется сказать: "Здравствуй, поезд!" И снова увидеть его в Киеве на 1-м перроне. Там, где от него ныне только призрак в моей памяти.
* * *
Правда, сам Олесь больше уже никогда не увидит этот поезд.
Даже если тот когда-нибудь и восстановится.
Journal information