Но есть там и реально интересный объект, не засветившийся в стандартных отчётах из Монако: хитровывернутый многоуровневый вокзал Монте-Карло - Монако, который зажат внутри ущелья и с криволинейной станцией, вырубленной внутри скал. Это единственная полноценная пассажирская станция внутри этого княжества, "управляемая SNCF по поручению Его Светлости князя Альбера II". Нынешний её вид - результат реконструкции конца 1990-х.
Давайте её посмотрим - сверху, снизу, изнутри :)
Трёхпутная скальная станция Монако - Монте-Карло
2. Прибыл я сюда около трёх часов дня разрисованной электричкой SNCF из близлежащего городка Болье-сюр-Мер (вон она влезла в кадр, слева). Электричка шла до Вентимилья, станции стыкования уже на территории Италии - там проходит граница итальянской постоянки и французской переменки.
3. К штатному названию станции были прикреплены временные щиты с информацией для зрителей автогонок "Формулы-1".
4. Выхода из станции на этом нижнем уровне два, мы пойдём к главному, ближе к Италии.
5. Железная дорога здесь запрятана в тоннель, её в Монако не видно. Вот это направление ведёт на Вентимилью. Вверх - эскалаторы в зал ожидания и далее на лифт на верхний уровень. Направо - выход к морю, до него тут метров 300.
6. Вид на выходной портал вокзала с эскалатора. Нам туда. На пятачке снаружи всё загорожено и сделаны проходы, это для пропуска масс народа на Гран-При.
7. Вот, собственно, так выглядит монтекарльский вокзал.
8. Вид чуть подальше: тут видно, что вокзал вписан в ущелье, места очень мало. А справа видите такую скамеечку? Она запомнилась мне тем, что когда я шёл с бульвара сверху по временному пути (вечером уже), ненадолго на неё присел отдохнуть и пропустить толпу на очередной поезд. Тут же ко мне подсела девушка и что-то по-французски у меня ласково спросила. Я не понял (
Схема 1. Вокзал многоуровневый, вот тут видно, что откуда выезжает. Такси тоже через тоннель едет - просто так не заехать.
Теперь давайте зайдём по верхней улице и посмотрим на всё это с высоты вниз. Княжество горное, места тут очень мало, всё лепится друг на друга.
9. ...Итак, подходим к вокзалу с западной стороны.
10. Посмотрим с парапета вниз. Вход в вокзал слева. Если спускаться вниз - придёшь к морю, только сейчас не пройти. В верхней правой части кадра - тоннели, откуда выезжают такси и спецтранспорт. Нас по нему вели с лифта, по временной схеме, когда я спускался сверху.
11. Главный выход. Над станцией на маленьком пятачке устроено нечто вроде мини-садика. Но пройти туда по пассажирским тропам нельзя.
12. Общий вид уровней вокзала. Под проспектом ещё один полукруглый стеклянный портал, где лифт - там находится арт-кафе и тоже обзорная площадка.
13. Вид на Средиземное море и марину Монте-Карло. Музей океанографии правее, тут его не видно. Проход к морю сейчас дважды перегорожен, увы.
14. Теперь пройдём к верхнему проспекту (Бульвар Ренье III или мост Сен-Дево, я так и не понял, что правильней - указатели там показывают и то и другое, и вообще не всё очевидно). И посмотрим на окружающее, находясь прямо над станцией, но гораздо выше её, этажей на восемь.
15. Вид через бульвар. Напротив нас - вестибюль вокзала Монако - Монте-Карло. Однако любопытней тут другое: прохождение границы. Она проходит по узким проулкам меж домов и не сразу понятно, какое государство тут где. Вот тут, например: цифра 2 - Франция, 1 - Монако. Дом песочного цвета ещё в Монако, а розовый уже во Франции. Мне сказали потом, что квартиры схожей площади в соседних домах по цене различаются в 2 - 2,5 раза. В игорно-отмывочной зоне владеть квартирой, понятно, намного дороже. Во Франции дешевле.
Схема 2. Для иллюстрации фото №15 - как проходит граница в этом месте. Сами видите :)
16. С этой точки вид на вокзальное ущелье лучше, и марину видно больше. На фото чуть видна одна из трасс F1 - видите, у моря мелкая красная стрела крана и красно-жёлтый плакатик? Вот там болиды и гоняли в тот день.
17. Ладно, переходим улицу. Сейчас Монако всё стоит на ушах, управление ручное, полицейские управляют переходом жестами. Вот тут как раз полисмен-монегаск орёт на какого-то баклана ушастого, который попёрся через улицу без указания - в момент, когда мчатся машины.
18. Вход в вокзал. Жёлтое здание на заднем плане - уже Франция. Там всё дешевле.
19. Спускаемся на уровень -1 от бульвара.
20. Тут находятся лифты вниз, и вообще это хорошая точка - как обзорная, так и тем, кому нужен интернет (а с вай-фаем тут в принципе не очень - бесплатного почти нигде нет, а где был, надо было слать смс-ку с местного французского номера и получать в ней код). Интернет есть в Арт-Кафе - берёшь какой-нибудь кофе, продавец тебе даёт пароль, садишься за столик и фтыкаешь хоть два часа подряд.
21. Рядом в тылу помещения - лифты на вокзал. В момент, когда меня сюда угораздило спуститься, были огромные очереди на спуск. Я ждал больше полчаса в кафе, пока всё рассосётся.
22. Когда спускаешься, ведут входящий поток по временной схеме в период Гран-При - по трассе заезда такси. Так мы все и пёрлись по тоннелю до вокзала, не прямым путём.
UPD. Да, выяснилась интересная деталь: эти тоннели - бывшее прохождение трассы в 1958-99 гг. через Монако, отданные после реконструкции под автомобили.
23. Ну ладно, снова я на станции. Вечер. Ходил на разведку в зал ожидания и вообще смотрел, что тут где.
24. Огромная толпа после Гран-При на возвращение во Францию в сторону Ниццы - Марселя. Электрички все со стороны Италии опаздывали на 40-70 минут, да и вообще мне не очень понравилось, как SNCF работает в пиковые нагрузки. Справляется, надо сказать, плохо.
25. Болелы F1 ждут свою электричку.
26. Прошёлся и до западного конца станции. Вот этот тоннель - в сторону Ниццы. Если спускаться вниз, можно выйти на второй выход - более короткую дорогу к музею Океанографии и вообще к тому полуострову, где он стоит. Но не сейчас, понятно, сейчас всё тут на ушах.
27. Позавчера prussak мне толковал, что название станции прибытия пишется по транскрипции страны назначения. Увы, так далеко не везде. Вот тут "Москву" пишут по-французски.
28. И тут тоже. Это я уже пришёл к проходу своего поезда, стоянка его 2 минуты.
29. Чудесная архаичная техника, запертая для надёжности на старые олдскульные замочки.
30. Тоннель в сторону Ниццы. Минут через 10 оттуда вынырнет и мой поезд, которым я уеду отсюда в Москву.
Содержание цикла "Большая Европа по диагонали"
Journal information