Но есть там и реально интересный объект, не засветившийся в стандартных отчётах из Монако: хитровывернутый многоуровневый вокзал Монте-Карло - Монако, который зажат внутри ущелья и с криволинейной станцией, вырубленной внутри скал. Это единственная полноценная пассажирская станция внутри этого княжества, "управляемая SNCF по поручению Его Светлости князя Альбера II". Нынешний её вид - результат реконструкции конца 1990-х.
Давайте её посмотрим - сверху, снизу, изнутри :)
Трёхпутная скальная станция Монако - Монте-Карло
2. Прибыл я сюда около трёх часов дня разрисованной электричкой SNCF из близлежащего городка Болье-сюр-Мер (вон она влезла в кадр, слева). Электричка шла до Вентимилья, станции стыкования уже на территории Италии - там проходит граница итальянской постоянки и французской переменки.
3. К штатному названию станции были прикреплены временные щиты с информацией для зрителей автогонок "Формулы-1".
4. Выхода из станции на этом нижнем уровне два, мы пойдём к главному, ближе к Италии.
5. Железная дорога здесь запрятана в тоннель, её в Монако не видно. Вот это направление ведёт на Вентимилью. Вверх - эскалаторы в зал ожидания и далее на лифт на верхний уровень. Направо - выход к морю, до него тут метров 300.
6. Вид на выходной портал вокзала с эскалатора. Нам туда. На пятачке снаружи всё загорожено и сделаны проходы, это для пропуска масс народа на Гран-При.
7. Вот, собственно, так выглядит монтекарльский вокзал.
8. Вид чуть подальше: тут видно, что вокзал вписан в ущелье, места очень мало. А справа видите такую скамеечку? Она запомнилась мне тем, что когда я шёл с бульвара сверху по временному пути (вечером уже), ненадолго на неё присел отдохнуть и пропустить толпу на очередной поезд. Тут же ко мне подсела девушка и что-то по-французски у меня ласково спросила. Я не понял (
Схема 1. Вокзал многоуровневый, вот тут видно, что откуда выезжает. Такси тоже через тоннель едет - просто так не заехать.
Теперь давайте зайдём по верхней улице и посмотрим на всё это с высоты вниз. Княжество горное, места тут очень мало, всё лепится друг на друга.
9. ...Итак, подходим к вокзалу с западной стороны.
10. Посмотрим с парапета вниз. Вход в вокзал слева. Если спускаться вниз - придёшь к морю, только сейчас не пройти. В верхней правой части кадра - тоннели, откуда выезжают такси и спецтранспорт. Нас по нему вели с лифта, по временной схеме, когда я спускался сверху.
11. Главный выход. Над станцией на маленьком пятачке устроено нечто вроде мини-садика. Но пройти туда по пассажирским тропам нельзя.
12. Общий вид уровней вокзала. Под проспектом ещё один полукруглый стеклянный портал, где лифт - там находится арт-кафе и тоже обзорная площадка.
13. Вид на Средиземное море и марину Монте-Карло. Музей океанографии правее, тут его не видно. Проход к морю сейчас дважды перегорожен, увы.
14. Теперь пройдём к верхнему проспекту (Бульвар Ренье III или мост Сен-Дево, я так и не понял, что правильней - указатели там показывают и то и другое, и вообще не всё очевидно). И посмотрим на окружающее, находясь прямо над станцией, но гораздо выше её, этажей на восемь.
15. Вид через бульвар. Напротив нас - вестибюль вокзала Монако - Монте-Карло. Однако любопытней тут другое: прохождение границы. Она проходит по узким проулкам меж домов и не сразу понятно, какое государство тут где. Вот тут, например: цифра 2 - Франция, 1 - Монако. Дом песочного цвета ещё в Монако, а розовый уже во Франции. Мне сказали потом, что квартиры схожей площади в соседних домах по цене различаются в 2 - 2,5 раза. В игорно-отмывочной зоне владеть квартирой, понятно, намного дороже. Во Франции дешевле.
Схема 2. Для иллюстрации фото №15 - как проходит граница в этом месте. Сами видите :)
16. С этой точки вид на вокзальное ущелье лучше, и марину видно больше. На фото чуть видна одна из трасс F1 - видите, у моря мелкая красная стрела крана и красно-жёлтый плакатик? Вот там болиды и гоняли в тот день.
17. Ладно, переходим улицу. Сейчас Монако всё стоит на ушах, управление ручное, полицейские управляют переходом жестами. Вот тут как раз полисмен-монегаск орёт на какого-то баклана ушастого, который попёрся через улицу без указания - в момент, когда мчатся машины.
18. Вход в вокзал. Жёлтое здание на заднем плане - уже Франция. Там всё дешевле.
19. Спускаемся на уровень -1 от бульвара.
20. Тут находятся лифты вниз, и вообще это хорошая точка - как обзорная, так и тем, кому нужен интернет (а с вай-фаем тут в принципе не очень - бесплатного почти нигде нет, а где был, надо было слать смс-ку с местного французского номера и получать в ней код). Интернет есть в Арт-Кафе - берёшь какой-нибудь кофе, продавец тебе даёт пароль, садишься за столик и фтыкаешь хоть два часа подряд.
21. Рядом в тылу помещения - лифты на вокзал. В момент, когда меня сюда угораздило спуститься, были огромные очереди на спуск. Я ждал больше полчаса в кафе, пока всё рассосётся.
22. Когда спускаешься, ведут входящий поток по временной схеме в период Гран-При - по трассе заезда такси. Так мы все и пёрлись по тоннелю до вокзала, не прямым путём.
UPD. Да, выяснилась интересная деталь: эти тоннели - бывшее прохождение трассы в 1958-99 гг. через Монако, отданные после реконструкции под автомобили.
23. Ну ладно, снова я на станции. Вечер. Ходил на разведку в зал ожидания и вообще смотрел, что тут где.
24. Огромная толпа после Гран-При на возвращение во Францию в сторону Ниццы - Марселя. Электрички все со стороны Италии опаздывали на 40-70 минут, да и вообще мне не очень понравилось, как SNCF работает в пиковые нагрузки. Справляется, надо сказать, плохо.
25. Болелы F1 ждут свою электричку.
26. Прошёлся и до западного конца станции. Вот этот тоннель - в сторону Ниццы. Если спускаться вниз, можно выйти на второй выход - более короткую дорогу к музею Океанографии и вообще к тому полуострову, где он стоит. Но не сейчас, понятно, сейчас всё тут на ушах.
27. Позавчера
28. И тут тоже. Это я уже пришёл к проходу своего поезда, стоянка его 2 минуты.
29. Чудесная архаичная техника, запертая для надёжности на старые олдскульные замочки.
30. Тоннель в сторону Ниццы. Минут через 10 оттуда вынырнет и мой поезд, которым я уеду отсюда в Москву.
Содержание цикла "Большая Европа по диагонали"
Journal information