Помните, когда я год назад писал большой обзор про спальный двухэтажник, которым ехал с Краснодара в Москву - то в комментах много раз прозвучало, что "сидячий двухэтажник для нас намного нужней, чем лежачий"? Я, собственно, полностью с этим утверждением согласен: дневной междугородный двухэтажник действительно гораздо нужней на российских линиях.
И вот, прошёл год. То было в мае 2014-го, а сейчас лето 2015-го.
Новый двухтажник именно этого класса выкатили на испытания, и я как раз попал на донастройку и экипировку такого состава в депо Николаевка. На днях он вернулся с динамических испытаний, с мешками на сидениях вместо пассажиров, и инженеры там регулировали настройки, осматривали узлы и доукомплектовывали оставшееся. Ну и я побродил по нему, залез во все его отсеки, осмотрел то, что поддаётся осмотру.
Давайте подробно глянем этот вагон - причём оба класса, и 1-й и 2-й. Как он устроен, чего там нового, как используется пространство и какова эргономика для пассажира? Заодно я выяснил в депо и суть дела по самому хитовому вопросу таких постов, которым меня долбили по темечку раз двадцать, не меньше: "почему у нас
Новый сидячий двухэтажник в депо Николаевка
2. Пришёл я сюда прямо пешком, с Ленинградского вокзала. Состав было видно издалека, он повыше обычного. Однако сразу же бросилось в глаза вот что - плавность обводов и гнутые стёкла второго этажа. Теперь нет такого неуклюжего угловатого верха, как в спальном варианте - тут решено плавно и даже изящно. Понятно почему - отпала необходимость проектировать пространство для верхних полок. И третье, тоже сразу заметил: изменилась схема окраски. Базовые цвета сохранились, а схема иная, она модифицирована. По-моему, намного красивее старой.
3. Соединение вагонов. Да, тамбуров в этой модификации снова два, а не один. И дверей, соответственно, тоже.
4. Тележки поставлены не классические, а спроектированы заново - с механизмом компенсации вибраций и гашения тряски на высоких скоростях. Допустимая скорость - до 160 км/ч, т.е. это вагон для обычных линий, а не скоростных и может быть оттиражирован на самые разные железные дороги России.
5. Вот тут виден профиль вагонов и гнутые стёкла верхнего этажа.
Да, вот что ещё. Когда я попал внутрь, сразу же спросил про то, почему снова положен мятый лист? (памятуя десятки вопросов про это в комментах, в прошлых постах).
- А почему снова так помято смотрится? Мне много раз на это указывали.
- В смысле качества металла и допусков к нему по кривизне всё аналогично. Только "там" часто применяют поглощающую краску, а тут используется зеркальная. И вот она на острых углах и при соответствующем освещении даёт зрительный эффект неровности.
- А зачем зеркальную? Почему не поглощающую?
- Потому что по схеме дизайна так положено. Его для нас разрабатывали итальянцы (те самые, что делали дизайн и для Pendolino), и учитывали яркость образа поезда в пасмурную погоду. Иначе, с поглощающей краской, он заметно тусклей - а так хорошо видим, в том числе и другими участниками движения. Но у палки есть два конца - вот этот эффект отражения на солнце. Его вы и видите. Обратите внимание, кстати, что такая краска отражает и облака, и объекты.
- Так может, надо было поглощающей и красить?
- Ну это не к нам вопрос. Дизайн такой, а он распространяется на много элементов и должен быть целостный.
6. Отражение действительно есть не только в окне. На фото - вагон бизнес-класса (60 мест). Эконом (2-й класс) вмещает 102 места.
7. Ладно, теперь забираемся внутрь. Давайте смотреть интерьеры. Начинаем с "бизнеса", а потом перейдём к самому востребованному и народному классу - "эконому".
8. В вагоне и бизнеса и эконома с одной стороны всегда расположены два туалета, их планировка абсолютно идентична (см. также №31). Занятость теперь показывает цвет большой надписи WC на двери - зелёный или красный. Кстати, очень наглядное решение - гораздо чётче, чем цветная плашка на запирающем элементе.
9. С другой стороны вагона - купе проводника с микроволновкой, кулером, раковиной и шкафами для инвентаря.
10. Тут же расположено и управление вагоном. Модули управления унифицированы с лежачим двухэтажником, так что проводник может без особого переучивания сразу идти на другой тип или обратно. Надписи на экране показывают то, что вагон находится в состоянии регулировки и наладки. Туалеты пока не включены в работу, часть электрики тоже.
11. Теперь идём в салон, с "полуторного" этажа тамбурной площадки. В начале - помещение для багажа.
12. Затем - собственно пассажирский салон. Высокий и светлый. Это мы пока по первому этажу идём. Схема кресел - 2+1. Очень просторно.
13. Обратите внимание, что у каждого пассажира есть своя розетка. У совсем каждого - не одна на двоих и не через ряд. Когда я чуть позже увидел этот принцип и во втором классе ("экономе"), то проникся уважением к такому подходу. Молодцы!
14. Идём наверх.
15. Тут тоже высоко и просторно! Всё-таки с сидячкой легче управляться, чем придумывать хитрости для второго яруса купе, которое получается в итоге весьма тесной клетушкой. Багажные полки наверху мощные, с усилением, можно ставить вполне нагруженные сумки.
16. Окна. У них три вида состояния (слева направо): совсем открытое, с солнцезащитной сеткой, закрытое. Открывает-закрывает пассажир.
17. Световая фурнитура. Кстати, все надписи выполнены и шрифтом Брайля, для слабовидящих и слепых.
18. Ещё новшество: кресла теперь разворачиваются по ходу движения. Правда, только в "бизнесе" - в экономе жёстко фиксированы. Вот тут проводница Аня, которая ходила со мной по составу и помогала разобраться в устройстве вагона, как раз показывает, как делается разворот.
19. Регулировка кресел идёт по двум параметрам: а) можно откинуть спинку, б) можно отрегулировать положение поясницы - придвинуть/отодвинуть поясничную часть кресла. Столики, нижний упор для ног - всё тут есть, но это я покажу на примере "эконома".
20. Здесь видно помещение для багажа, на 2-м этаже. Кстати, при любом развороте столики везде предусмотрены, для концевых кресел спроектированы выдвижные столики на стенках.
21. Уровень второго этажа, в сравнении с обычным вагоном.
22. Да, в вагоне бизнес-класса есть ещё одна специфическая фича: VIP-купе рядом со служебным, на 2 места. Там внутри мягкий диван и большая плазма на стене. Так что получается, 58 мест в салоне и 2 вип в купе.
23. Вот планировка вип-купе с задвинутыми столиками. В экономе же это место использовано под багаж.
24. Ладно, теперь самое главное - народный уровень, где будет ездить 70% пассажиров. Эконом-класс. Заходим. Что тут?
25. Компоновка кресел 2+2. Но всё равно достаточно свободно: поезд не адаптировался к нам с европейского габарита, а изначально проектировался на 1520 мм и наш габарит. Кресла зафиксированы, не разворачиваются - один ряд направлен в одну сторону, а противоположный - в другую.
26. Перед лестницей на полуторный этаж - место для торговых автоматов. Один - выдача баночек-бутылочек (пока пустой, не экипирован), второй - напитки/ горячий кофе. За деньги. Предусматривается, что в бизнесе будет горячее питание в счёт билета, а в экономе - всё за свои и самостоятельно через автомат. Ну и у проводника тоже есть горячий чай и микроволновка.
27.
- Аня, скажите мне, а зачем тут два цвета кресел? В этом есть какой-то тайный смысл?
- Да нет, тайного нету... Дизайн такой. Итальянцы так спроектировали.
28. К слову, об итальянцах. Им заказывали комплексный дизайн вагона, в дизайн-бюро Italdesign Giugiaro. Они же раньше делали дизайн серии Pendolino в Европе и для части известных европейских автомобильных марок - например, немецкому VW Golf. В целом, вагон действительно получился стильный. Не могу не отметить это обстоятельство. При том, что производство всё наше, без примесей зарубежных комплектующих. Вышло, в общем, очень изящно - в нём просто приятно находится.
29. Межкресельное пространство вполне свободное, ноги не теснятся. Тоже есть многопозиционный регулируемый упор для ног. Опять же, столик. Непонятный и загадочный казус в "Ласточке-Премиум", когда для 2-го класса не сделали столики, при том, что место для них было, тут не повторился. Они есть у всех.
30. ...равно как и розетки. Именно так - вообще у всех! В экономе тоже, только они немного по-иному расположены.
- А вай-фай предусмотрен в вагоне?
- Да, обещают, что будет.
- В бизнес-классе или везде?
- Вроде везде, в экономе тоже будет, по всему составу.
- А где стоит роутер?
(Аня теряется, так как не знает, где)
- Ой, я уточню, не могу сейчас сказать!!! Он пока ещё не смонтирован, идёт наладка.
- Ладно, ладно, не переживайте, я потом спрошу у вашего шефа :)
31. Снова туалетный коридор в торце вагона. Справа - мусорные урны, раздельные (не попали в кадр). Уж не знаю, как наши пассажиры будут привыкать к такому невиданному орднунгу :)
32. Типовой туалет (био). Их по два на вагон. В бизнесе идентичный абсолютно, только выполнен в тёмно-красном.
32. Снова идём наверх. В нишах лестницы на второй этаж - кулер с водой. Горячая, холодная. Пассажиры сами набирают.
33. Второй этаж высокий и в экономе.
34. А вот так решены столики у концевых кресел. Дальше - багажная полка.
36. Багажное купе (там, где вип в бизнесе).
37. По части локализации. Это полностью отечественный вагон, как по корпусу и начинке, так и по тележкам. Всё выпускается на ТВЗ в Твери. Но комплексный дизайн - итальянский, выше я про это рассказал.
38. Вышел на перрон. Тут же пришлось отбежать: ехал деповский трактор с мешками-"пассажирами", их сгружали с вагонов после испытаний.
Общий вывод и впечатление. Братцы и сестрички - реально круто!
Отзыв вышел такой весь позитивный, потому что вагон получился на редкость гармоничный. Вы знаете, что я весьма прохладно отношусь к лежачей двухэтажке - да собственно и не скрывал этого и в обзоре. Но здесь мне придраться было почти не к чему - кроме, разве что, неразворота кресел в экономе и неадаптации к вело. Пространство использовано очень грамотно, без мелочного отнимания его у пассажира, внутри - просторно. Уроки из лежачей 2-этажки явно были извлечены, и вторая итерация получилась гораздо более удачной. Розетки у всех - это меня особенно поразило. И если и вправду будет Wi-Fi, как мне сказал начальник депо - то такое сочетание будет практически идеальным. Кажется, у нас такого прецедента ещё не было, чтобы пассажиры всех классов без различия были снабжены и Интернетом и персональной энергией в пути.
Более того - я лично думаю, что по общей комфотности такой вагон классом выше "Сапсана". Судя по моим субъективным ощущениям - а на Сапсане я уже отъездил пару десятков раз.
Я вообще бы стоял за то, чтобы такой тип вагона тиражировали во все регионы на Уральский, Сибирский, Поволжский, Кубано-Северо-Кавказский полигоны. Да даже и на Хабаровск - Комсомольск, к примеру, тоже бы подошёл. На дневные маршруты протяжённостью от 3 до 8 часов такой поезд пойдёт просто на ура. И для него не надо реконструировать линии, он адаптирован к нынешним стандартам. На такой поезд многие бы перебежали с тесных автобусов, точно.
* * *
На десерт. Немного о том, куда пойдёт первый состав.
1. 31 июля он выходит на линию Москва - Воронеж.
2. Пока предусматривается 11-вагонный состав, но главный инженер сказал, что испытания шли в 15-вагонной компоновке и они смогут ставить на линию до 15 вагонов разом, если пассажиропоток вырастет.
3. В начале запуска поезд будет чередоваться через день с обычным 1-этажным экспрессом, отправляясь в 15:20 из Мск. Из Воронежа утром, отправлением в 07:35.
4. Это будет самый быстрый поезд на направлении – время следования по маршруту 6 часов 35 мин.
5. Цены. Говорю приблизительно, со слов: от 673 р. за эконом и от 1223 руб. за бизнес. Нынещний одноэтажник сейчас идёт от 900. Но всё надо пробивать по сайту, это примерные цифры.
Куда дальше такое будут ставить, пока не в курсе.
Journal information