Итак, советский Ленинград 1935 года.
Летнее пригородное расписание (оригинал лежит на сайте aroundspb).
Это время сейчас рисуется современными пропагандистами как настоящая "чёрная дыра" - репрессии, закрепощение колхозников и прочие прелести. Но можно смотреть на это время через деполитизированные источники. Например, нет ничего более равнодушного и нейтрального к пропаганде, чем скучнейшая книга железнодорожных расписаний. Она рисует то время таким, каким оно было в объективной реальности. Включая Правила, которые нужно было тогда соблюдать пассажиру.
Если мы говорим о пригородном движении, то что вообще по расписаниям можно понять?
Во-первых, конечно же, реальную интенсивность движения обычных граждан в разных направлениях. Пригородное сообщение - оно "народное". Посредством него ежедневно передвигаются дачники, колхозники, горожане, военные и ещё много категорий граждан. Если поезд дальнего следования ещё можно назначить "политически" (то есть, полупустым, но по политически важному маршруту), то с пригородными никто не будет это делать. Так что, если движение большое - значит, в пригороды, область и обратно курсирует очень много людей, это активная жизнь. Если маленькое - значит, она стеснённая.
Во-вторых, часы и время следования. Картина расписания даёт маятник перемещений и наиболее активные интервалы деятельности огромного города.
В-третьих, наполненность товарообмена "город - деревня", "пригород - рынок в городе". Далее в расписаниях вы увидите, что под колхозников и единоличников с сельхозпродукцией (согласно правилам перевозок) в утренних пригородных поездах выделялись специальные вагоны. Да, это те самые крестьяне, которые везли на рынки мясо, овощи, ягоды и другие заготовки, а также легендарные питерские молочницы, многократно описанные и в художественной литературе.
В-четвёртых, они показывают (посредством Правил) жёсткость ответственности за асоциальное поведение, по видам нарушений. По ним видно, какие нарушения наказывались мягко, а какие - жёстко. Видно, что курильщики ограничивались только двумя вагонами в поезде, а женщинам с детьми приоритетно выделялся второй вагон в стандартном пригородном составе. Это тоже важная часть атмосферы того времени.
В-пятых, можно увидеть реальное влияние пограничного режима: ведь границы проходили рядом с Ленинградом, всего 35 км. Если по кругу "Финляндский вокзал - Сестрорецк - Белоостров" обращается в день почти 40 (!) ежедневных пригородных поездов, то понятно, что это отражение интенсивнейшего дачного и отчасти, возможно, военного трафика. Значит, там кипела жизнь, несмотря на пропускной режим и прочее.
В-шестых, уровень цен на перевозки.
Конечно, надо помнить и то, что тогда личного транспорта на руках практически не было. Да и регулярное автобусное сообщение только зарождалось и входило в жизнь. Пригородные поезда брали на себя почти всю нагрузку сообщения "город - пригород".
2. Но сперва схема Ленинградского узла, для понимания направлений (1936 г.).
Напомню читателю, что к лету 1935-го по Ораниенбаумскому направлению уже ходили электрички - электрифицировали его в 1933 г. Также вели электрификацию на Гатчину, но она была доведена к этому сезону только до Тайцов. Остальные же направления обслуживались методом "бестендерный паровоз с вагонами". Это, как правило, 6-10 вагонов, иногда 12-14, ведомые лёгким паровозом.
Население Ленинграда в 1935 г. - 2,7 млн. чел. Тогда город имел гораздо большую значимость и важность, чем после войны, когда появились мощные индустриальные центры на Урале и в Сибири.
3. Заглавие.
4. Вот очень показательная и интересная страница - с правилами поведения в пригороде.
Смотрите:
1) самое жесткое наказание полагалось за хулиганство в вагоне и за порчу имущества (например, выламывание деревянных сидений) - можно было сразу заработать нехилый реальный срок - до 3 лет,
2) не менее серьёзным преступением было и несанкционированное пользование служебной "трёхгранкой" (например, изготовил копию в городской мастерской и начал применять) - тоже срок до 3 лет, если поймали,
3) очень высокий штраф (100 руб.) за проезд в открытых переходных площадках, на крышах, соскакивание "где хочу" на ходу - так боролись с наследием ранних 1920-х с их разгильдяйством,
4) Открывать двери и соскакивать на противоположную штатной платформе сторону - тоже штраф, но уже умеренный, 10 руб.
5) Права курильщиков ограничивались (только первый и последний вагоны в составе), а женщины с детьми и инвалиды были в приоритете и для них даже выделялся специальный вагон в любом поезде - 2-й от паровоза.
Также интересный нюанс: слово "концлагерь" ещё не приобрело послевоенной коннотации и употреблялось обыденно, как обозначение места заключения.
А в рекламе интересно то, что все виды зубопротезной деятельности выполнялись частными (негосударственными) артелями.
5. Легенда к расписаниям.
6. Ну и наиболее скучная часть - собственно расписания по направлениям.
Здесь я выложу ровно половину книги - а именно, те поезда, которые шли от Ленинграда.
Остальное можно посмотреть, скачав оригинал (ссылка внизу поста).
1. Московское направление
(34 поезда в сутки, включая трудовые и багажные)
7. ...
8. Итак, завершающим в час ночи шёл багажный.
А первым, в утро - колпинский на 6.45. Кстати, достаточно поздно - в 5-6 утра поездов не было.
В 7 утра шёл трудовой поезд на Новый Порт, отклоняясь после Навалочной на служебный путь.
Следом в 7.10 уходил трудовой на обуховские заводы.
Остальные - "простые" пригородные.
В 19.08 и 19.25 шли трудовые на ночную смену заводов.
Последний пригородный уходил в 23.38.
9. ...
10. ...
11. ...
2. Ладожское и Васкеловское направление
(13 +13 поездов в сутки)
*граница с Финляндией была в 65-70 км к северу от города
12. ...
Здесь уже появляются такие поезда, как ледники. Да-да, это те самые легендарные молочницы, которые продавали молоко ленинградцам прямо с "доставкой на дом". Многие горожане знали "своих" молочниц в лицо и покупали у них молоко несколько лет подряд. Багаж едет в "леднике", молочница или экспедитор забирает его на конечной. Тут у меня только направление "от" Ленинграда, правда - но ледники следовали в глубинку вечером, отстаивались полночи, а возвращались в город рано утром.
13. Первый "ледник" с Невской Дубровки уходил аж в 4.55 утра, собирая молочниц по всей линии, а приходил в Ленинград в 7 утра.
14. ...
15. Пограничное направление на Васкелово.
16. Дачная жизнь была не такой интенсивной, как на других направлениях, но тоже неплохо - 13 шт./сутки.
3. Сестрорецкое направление
(43 поезда в сутки)
*граница в 35 км от Ленинграда; было сооружено кольцо от Курорта на Белоостров и поезда следовали вкруговую
Самое интересное направление: белофинская граница была практически рядом, интенсивно строился КаУР. Казалось бы, никакого особого движения здесь и быть не должно! Но нет: оно было очень интенсивным. К тому же, и по этому направлению происходил вывоз продукции колхозников и единоличников на рынки Ленинграда (в утренних чётных поездах "в Город" специально для них выделялись вагоны - всякие корзины и мешки: куры-цыплята, ягоды, овощи-зелень, картошка и проч.). Движение поездов прерывалось только на ночной интервал 1.30 - 4.45.
17. ...
18. ...
19. ...
20. ...
21. ...
4. Павловское "южное" направление
(35 поездов в сутки)
22. ...
23. ...
24. ...
25. ...
5. Лужское направление
(28 поездов в сутки)
26. ...
27. ...
28. ...
29. ...
6. Ораниенбаумское направление
(56 поездов в сутки - самое интенсивное)
*гражданский (дачный) трафик шёл до Лебяжьего (вкл.), далее - в основном служебный, преимущественно военно-морской, эта зона была милитаризована и здесь находились арсеналы и стратегически важные форты, располагавшиеся напротив финского берега
**электропоезда имели нумерацию 3xx
30. ...
31. ...
32. ...
33. ...
34. ...
35. ...
36. Как видите, интенсивнейшее движение практически в течение всего дня.
7. Гатчинско-Волосовское направление
(26 поездов в сутки)
37. ...
38. ...
39. ...
40. ...
41. Ну и реклама, в конце книжки.
* * *
Итак, мы видим, что Ленинград лета 1935-го ежесуточно отправлял по 7 направлениям аж 248 пар пригородных поездов в сутки (!!!). Была хорошо поставлена система выделения мест тем, кто едет торговать на рынки с объемными корзинами, молочницам и дачникам. Сами видите - реальность такого интенсивного пассажирского трафика как-то не очень вяжется с "тоталитарной закрытостью" и "чёрной дырой". Это при том, что три из 7 направлений были либо приграничными (враждебная граница совсем рядом), либо стратегически важными (Краснофлотск).
Оригинал книжки лежит тут (129 стр.)
Journal information