Мы загодя узнали, откуда уходят рейсовые автобусы на Воргашор и Северный - т.н. "Площадь Металлистов". В кавычки взял её потому, что на местности это вообще никакая не площадь, а просто банальное начало центральной улицы Ленина. Утром в столовой УФСИН, где мы уже примелькались за два обеда и ужин, словоохотливые буфетчицы нам охотно рассказали, где и куда идти на этот автобус.
- А вы ещё у нас долго будете? А то за пять обедов у нас вам полагается скидка! И приз!
- Да не, девчата, мы завтра уже от вас на поезде ту-ту. Так что немного осталось.
- В Москву?
- Не, в Салехард.
- Ого! Затейливо! А по автобусу, идите сейчас прямо по пешеходной тропинке к ДК Шахтер, это совсем коротко.
- Спасибо. А легко её найти?
- Да элементарно. Выйдете на улицу и возьмите немного левее.
Сказано - сделано. После сытного завтрака мы сразу и пошли, чтобы не затягивать процесс.
День 14 апреля выдался без снега и даже с солнышком - в противоположность Дню Космонавтики, когда мела пурга, и вчерашнему дню, когда весь день сыпал снег. Хорошо, конечно, что с утра разошлись тучи, но не было понятно, что с дорогами - открыто ли сегодня всё Кольцо, или нет. Ну да ладно. Решили начать покорение по часовой стрелке, т.е. в сторону Воргашора. А там будем смотреть по обстановке.
Стела шахты "Комсомольская" в апрельском свежевыпавшем снегу
2. А вот и тот самый короткий проход на пл. Мира, который нам указали столовские девчата. Похвально, что его оперативно расчистили, и мы часть пути шли в таком вот снежном тоннеле.
3. Пересекаем линию на шахту "Северная" (а когда-то, в незапамятные советские времена, тут даже ходил пригородный на Хальмер-Ю, ныне город-призрак без дорог).
4. Тропка уверенно нас ведёт от промзоны и зоны в цивилизацию :)
5. Революциённый рисунок с "Авророй" на пятиэтажке на б-ре Пищевиков. Вчера сыпал снег, и мы его не увидели.
6. Вот и вышли на Ленина. Ещё пять минут ходу - и мы на этой самой "площади".
7. Напрочь заметённая весенними снегами редакция газеты "Око Воркуты".
8. Пришли на место, а там уже "кореец" на Воргашор греется. По запарке я его почему-то не снял снаружи, но зато вот вам внутренние интерьеры.
9. Расписание и чудесная бахрома по всему верхнему периметру. Мы решили для начала ехать до "Комсомольской".
10. В салоне стояло аж 2 ЖК-экрана, вот на одном из них суровый и немногословный водила сейчас выбирает музон для дороги.
11. Поскольку мы заняли козырное место с обзором вперёд, то поснимал виды по пути, и на видео тож. Дорога была весьма колоритна.
Схема 1 для наглядности.
Точка 1 - старт, потом мы объезжаем жилую Воркуту с восточной стороны направлением на север, и резко сворачиваем на запад. Точка 2 - шахта "Комсомольская", предмет этой части, а 3 - посёлок Воргашор, тема следующей части. От Воргашора есть ещё отворот на запад, к шахте. Точка 4 - пос. Северный. Ж/д линия тоже идёт по кольцу, вывоз угля с оставшихся пяти шахт тут весьма интенсивный.
12. Объехали шахтёрский микрорайон с севера и взяли курс на запад. Вот тут сейчас уже повернём. На горизонте - местная ТЭЦ, дающая этой полярной агломерации тепло и жизнь.
13. Стела 1935-1985.
14. На горизонте показалась шахта "Воркутинская" с нормативными прогнозными запасами угля в 40 млн. т., то есть ещё примерно на полвека. Введена в строй в 1973 г.
15. Дорога тут резко ухудшилась, и стала похожа на трассу Одесса - Николаев, которая мне очень запомнилась в 2010 г. :)
16. Впрочем, проблемный участок, где маишны шли 20 км/ч и гуськом друг-за-другом, длился около километра и затем снова пошла накатанная ровная дорога с соблазнами жать на газ :)
17. Стела шахты "Заполярная".
18. На горизонте показалась уже и "Комсомольская". Скоро выходим.
19. По дороге встретили две аварии. Ездят тут, надо сказать, лихо и безбашенно, так что угодить в переплёт можно без проблем. С другой стороны, воркутинские водилы, разбив машину или уронив её в кювет, ведут себя спокойно и даже невозмутимо - в отличие от москвичей-питерцев, которые в аналогичной ситуации бы рвали, метали и совершали десяток лихорадочных звонков :)
20. Слева - шахтовый поселок (который несколько лет назад посетил varandej
21. А вот и её мощная стела-указатель.
22. Мы с Эдвардом выгрузились из автобуса и стали прикидывать, идти ли нам в посёлок или лучше на шахту. Но в этот самый момент ему позвонили с работы с какой-то дико срочной задачей. Поэтому он прямо на снегу у стелы разложился с ноутбуком и начал редактировать присланный текст, а я решил идти к шахте, коли так вышло.
- Намного тебе, объем работы?
- Да на полчаса где-то, может минут сорок...
- Ну ты тогда работай, а я схожу на шахту. Если чё - звони.
- Лады.
23. Снежная тропка к шахте - точней к виадуку над ж/д линией.
24. Подхожу. Тут тропка совсем не протоптана почти, по колену бреду в рыхлом свежевыпавшем снегу.
25. Поднялся на виадук. Панорама шахты "Комсомольская", самой глубокой шахты России.
Шахта «Комсомольская» на карте Воркутинского угольного месторождения появилась в 1977 году. Строительство «Комсомольской», второй по мощности шахты в Печорском угольном бассейне, закончилось 30 декабря 1976 года. В 1958 году было воплощено в жизнь смелое инженерное решение: объединить шахтные поля действующих 17−й, 18−й и 25−й шахт в шахту № 18 «Капитальная» (впоследствии – «Комсомольская»).
Сегодня шахта работает на глубинах порядка 1100 метров и является самой глубокой шахтой России. Поле «Комсомольской» расположено на западном крыле Воркутской мульды на расстоянии 11 километров от Воркуты. По оценкам специалистов запасов угля в шахтном поле, пригодных для отработки, хватит до 2018 года.
Несмотря на большую глубину добычи угля и сложные горно-геологические условия предприятие на сегодняшний день работает с высокой эффективностью. В 2010 году «Комсомольская» вышла на небывалые прежде объемы добычи по пласту «Четвертый» около 80 тысяч тонн.
26. Надо сказать, активность действительно чувствовалось. При мне один состав с углём оттянул маневровщик; где-то вдалеке сыпали с шумом ещё угольку в вагоны, да и сама шахта вздыхала, негромко булькала и издавала звуки :)
27. Инопланетянка-воркутянка.
28. Вид в другую сторону, к Воргашору. Надо сказать, что на меня шахтовый народ тоже с интересом пялился - а что это за перец такой с виадука снимает? Правда, когда я проходил мимо, по путям, ничего не спросили. Но смотрели на меня пристально, и потом, когда я уже удалялся, что-то вещали в рацию. Может, рабочее - а может и про меня :)
29. Путейский домик у виадука.
30. Тщательно вычищают стрелки, после трех дней снега намело изрядно.
31. Короче, долго я решил судьбу не испытывать, а то задержат, объясняйся потом. Пошёл обратно и на пути к столбовой дороге подвергся нападению стаи собак. Сперва на меня бежали четыре, потом ещё две. В общем, приятного мало. Зажал камеру на ремне в руке - думаю, если начнут нападать, буду бить ею собак по башке. Лучше камеру угробить, чем ногу лечить. А метров через пять попался металлический дрын у тропинки. Собаки увидели такое дело и лаяли уже с почтительного расстояния. Так я и прошёл опасную зону :)
32. Вернулся на дорогу - Эдвард уже заканчивал работу, мы постояли ещё минут десять и застопили воргашорскую маршрутку. Через 15 минут прибыли в сам Воргашор, о котором и будет следующая часть.
Продолжение следует
Содержание цикла "Большая Европа по диагонали"
Journal information