а) район осуществления инженерно-геологических изысканий северней Павловского Посада, 71-й км будушей линии,
б) презентация проектантов ВСМ на вокзале Владимир, где создан специальный информационный центр.
Давайте пунктирно расскажу про обе части.
Инженерные изыскания ВСМ Москва - Казань, 71-й км трассы
А. Район полевых изысканий ВСМ, восток Московской области
2. Вначале мы в районе 9 утра высадились на полях севернее Павловского Посада. На протяжении протяжённого открытого пространства, в несколько км, стояли машины для бурения образцов проб грунта. Здесь как раз будет проходить 2-километровая эстакада ВСМ с пересечением ряда дорог - М7 и двух второстепенных.
3. Пробы берутся на глубине от 25 до 45 м и результаты бурения используются затем для выбора несущих конструкций эстакады подходящей прочности и влагозащитных свойств.
4. Уралбурстрой. Наиболее распространённый шильдик на бортах.
5. Пробы грунта, которые пойдут на анализ.
6. В одном месте был развёрнут информационный пункт, где можно было взять каску, расписаться в журнале ТБ и пойти смотреть непосредственно бурение. Кстати, именно тут я и присмотрел альбом трассировки, о котором был предыдущий пост.
7. Автор на месте работ.
Затем был нудный и изматывающий путь на Владимир - устроители мероприятия из компании "Скоростные магистрали" сделали ставку на автобус. К сожалению, мы под Лакинском попали в огромную пробку на трассе и потеряли там полтора часа. Приехали с серьёзным опозданием от запланированного.
Б. Презентация проектных организаций по ВСМ, вокзал г. Владимир
8. Собственно презентация проходила тут, во Владимире.
9. В центре владимирского вокзала сейчас устроен "дом ВСМ" круговой планировки, со всяким рекламно-информационным наполнением.
10. Минут через 10 после нашего прибытия собрались все основные спикеры от проектантов и начали рассказ (Мосгипротранс, Нижегородметропроект, Скоростные магистрали и привлёченные консорциумом китайцы). Девушка слева - просто переводчик.
Далее пойдёт информация.
Она заметно отличается от имеющихся в интернете альбомов с прикидками по ВСМ 2013 и 2014 годов, на которые мне кидали ссылки. Это понятно - потому что ранее это был просто разговор, а сейчас, после майского (2015) меморандума Путин - Си созданы структуры и началась какая-никакая, а конкретная реализация (см. выше).
11. Проектные организации, привлечённые консорциумом ВСМ для проектирования дороги. Как видите, есть и китайцы, но о них подробно ниже.
12. Объём и сложность работ на участке до Казани с указанием объектов проектирования. Обратите внимание - среди них есть такая экзотическая для классической ВСМ категория, как "обгонные пункты". Зачем они нужны, читайте в комментарии к фото №17-18.
13. Субподрядные организации, привлекаемые проектировщиками для инженерно-геологических изысканий на трассе.
14. Изыскания на местности и создание проекта идут параллельно, чтобы сэкономить время на подготовку к строительству. Планируется завершить все изыскания по всем этапам строительства к осени 2016 г., а первые участки - к концу весны 2016 г.
15. Затем выступал китаец, главный инженер научно-инженерной корпорации "Эр Юань" (часть концерна CREEC). Ответы его, как и подобает каноническому китайцу, были как "округлые камешки" - осторожны, цветисты и не слишком содержательны. Напускали, скажем так, больше тумана. К тому же к ним активно лезли операторы из московского бюро CCTV и спрашивали из без перевода на своём языке. Тем не менее, если собственно спич китайца был дипломатично осторожным, то в слайдах вылезли многие оригинальные решения, которые поставлены перед проектировщиками, как часть ТЗ.
16. Сперва китайцы хвалились своими достижениями. Действительно, проектов у них много, часть из них огромного масштаба, которые нынешней России не под силу.
17. Затем в слайдах пошла конкретика - правда, переведённая на русский явно в недрах китайской корпорации, т.е. с ошибками.
18. Наиболее интересная сенсация - это то, что ВСМ будет не чисто пассажирской, а пассажирско-контейнерной (!). Теперь понятно, зачем в структуре линии "обгонные пункты" и зачем станции у некоторых маленьких пунктов через определённые промежутки, типа Гороховца? То есть, наполнение линии трафиком будет производиться не только потенциальными пассажирами, но и высокоскоростными контейнерными поездами до 250 км/ч (!). Такого прецедента пока нет ни в самом Китае (хотя разговоры есть), ни в Японии, ни в Европе. Под это дело будет спроектирован абсолютно новый и невиданный в ж/д практике подвижной состав. Как это всё будет увязываться в единое движение, другой вопрос.
19. В каких исследованиях китайцы будут участвовать и передавать свой опыт (как участник консорциума).
20. Но самый главный технологический вклад китайской стороны в проект - это технологии безбалластного высокоскоростного пути, где у них накоплен колоссальный опыт эксплуатации, в т.ч. в условиях Маньчжурии, на которую и ориентируются разработчики в ТЗ. Там очень много прочностных и материаловедческих нюансов, которые можно выявить только на немаленьком отрезке времени. В общем, решили заново не открывать америк, а воспользоваться наработанным китайским опытом.
21. Картинка для тех, кто не понимает отличие балластного и безбалластного метода. Вверху - нескоростной подход к вокзалу Шанхай-Хунцяо с балластной призмой (как у нас), внизу - безбалластный путь на скоростном перегоне. Дело в том, что поведение балласта (щебёнки, гравия, даже рихтованного и подбитого) на скоростях 250 км/ч и выше опасно для некоторых частей подвижного состава. И нужен безбалластный путь.
22. Базовым пунктом для инфраструктуры ВСМ избран Нижний Новгород, а не Москва и не Казань. Здесь будет построено депо и цеха для обслуживания и ремонта ПС. Скорей всего, здесь же будет и управление движением, тренажёрная база и прочие нужности.
23. Мой вопрос касался вокзалов на трассе. С ними пока нет ясности и проектирование их не начато, хотя места размещения уже определены. Я не успел задать вопрос (из-за сокращения времени мероприятия) - а будет ли при проектировании объектов применяться национальный русский стиль и образы, или это будут просто унылые функциональные коробки в китайском стиле?
(на слайде - китайские проекты из их портфолио, а не будущий образ вокзалов на трассе)
В. Параметры линии
Итак, коротко по параметрам ВСМ, которые были озвучены.
I. Сроки сооружения.
Первый этап - 2020 год, до Казани. Как видите, никакой не 2018 - привязки к ЧМ по футболу уже не будет, это отдельный проект со вторым этапом и перспективой до 2026 (Казань -> Екатеринбург/Челябинск).
II. Подвижной состав.
Пока не выбран, устроители уходили от ответа, ссылаясь на открытый тендер, по закону. Однако, судя по слайдам, ориентация взята на клоны CRH-380А, только нашего габарита.
III. Колея.
1520 мм.
IV. Готовность проектной докуметации
Осень 2016.
V. Выходят ли китайцы из проекта?
Полная чушь. Активно участвуют.
VI. Задействованы ли европейские компании из "санкционных стран"?
Говорят, что нет. Проект развёрнут от Европы к Китаю.
VII. Скорости.
В рекламных материалах пишут - "до 400 км/ч пасс. и до 250 км/ч контейн.".
Однако, судя по китайской практике, вряд ли будет больше 320-330 км/ч (моё предположение).
VIII. Цена проекта.
Точных сведений, на которые я мог бы сослаться, у меня пока нет.
IX. Системы автоматики, управления и связи.
Будут применяться российские.
Все сведения - по состоянию на сентябрь 2015 г.
24. Ну и на десерт - объём материалов, потребных для сооружения на территории Владимирщины, примерная прикидка.
PS. Для удобства слежения за темой в целом в журнале введён тег "ВСМ".
Journal information