В этой части - рассказ про обскую ледовую переправу.
Мамонт на "салехардской" стороне Оби - видимый издалека ориентир
2. Спали совсем мало, и вот уже идём по Лабытнангам искать нужную маршрутку "на ту сторону". Администраторша гостиницы нам объяснила, что в принципе её точка отправления близко, но всяко бывает. Утро морозное, около -15. Но зато солнечно - это хорошо. Гораздо лучше, чем если бы был "ноль" и пасмурно.
3. А вот и она, та самая маршрутка. Зачуханная по самое не хочу газелька. Зато идёт куда нам надо! Выбора особого-то нет, поедем ей :)
4. Увы, она уже была набита народом - который, оказывается, постоянно работает на той стороне, живя в Лабытнангах. Вот уж не подумал бы. Пришлось садиться в самый зад без обзора. Соседкой у меня оказалась словоохотливая женщина, которая стала рассказывать "про жисть" и что-где-как в этих краях. "А вы откуда?" - "С Питера". - "О! А как у нас оказались? Вы же должны с другой стороны ехать, наоборот, с аэропорта?" - "А вот так, мы наоборот. Поездом до вас, а теперь туда!". - "Удивительно. А я думала, так никто не ездит..."
Прежде чем начнём пересекать заледеневшую Обь-красавицу - карта для понимания.
Места эти вполне стратегические и здесь расходятся пути на разные направления.
Цифры:
1) Подход Трансполярной магистрали со стороны Харпа.
Затем станция Обская, за которой развилка -
2) На Ямал, тут начинается самая северная на планете железная дорога,
3) На Лабытнанги, куда мы и приехали.
4) Ж/д станция Лабытнанги. Сам город находится не на берегу Оби, а на небольшой протоке левого берега.
5) Речной порт Лабытнанги - актуально летом и осенью.
6) Белой линией показана ледовая переправа, которая действует в декабре - апреле.
7) "Мамонт"-ориентир на другой стороне Оби.
8) "Сталинское" продолжение Трансполярной магистрали, постепенно разобранное после его смерти.
9) Речпорт Салехарда, про это место будет отдельный пост в серии,
10 ) Салехардский аэропорт - основные ворота столицы ЯНАО в "большой мир",
11) Планируемый мост через Обь, который и реанимирует (возможно) лет через 10 сталинский проект 501-й магистрали.
5. Ну что, поехали! Выехали на ледовую дорогу и шли по ней небыстро - где-то 30-40 км/ч, подпрыгивая на снежных ухабах. Тут уже проехали почти всю реку и впереди через мутное стекло немного виден тот самый мамонт.
6. В один момент, когда маршрутка затормозила за впереди идущим тягачом, мне удалось снять и реку вбок (в южную сторону). Обь в нижнем течении широка, больше километра.
7. Потом краткий заезд в аэропорт, и через полчаса мы в Ямало-Ненецкой столице - городе Салехарде. Проехали через весь центр, где вышли почти все, и доехали до конечной - станции "Скорой помощи". Весь путь занял около 40 минут. Поехали сюда только потому, чтобы знать, где маршрутки стартуют обратно. Хотели сесть впереди и получше посмотреть переправу на обратном пути. Это уже окраина Салехарда, с пыльной дорогой. Отсюда, кстати, совсем недалеко было до продолжения 501-й дороги дальше на восток - но увы, мы в тот момент этого не знали.
8. Улица называется Подшибякина.
9. Окраинный район с бараками донефтяных времён. Впрочем, это сейчас быстро вымирающая и сносимая фактура в этом городе - а о реальном Салехарде будет отдельный пост.
10. В губернаторскую сотню тут входят атомные ледоколы :)
11. Ещё дом из донефтяного времени.
А мы всё-таки давайте перенесёмся снова к Оби, немного нарушив хронологию.
И посмотрим переправу сверху, и мамонта заодно. Туда мы приехали вместе с sibir79, который любезно согласился показать нам более отдалённые точки города, приехав с приятелем за нами на джипе.
12. Вот дорога подходит к Оби со стороны Салехарда и аэропорта.
13. Вид на Лабытнанги. Смотрите, зимников через Обь на самом деле целых три, а не один. Во-первых, разведены потоки разных направлений. Мы ехали сюда по самому левому. Во-вторых, путь из Салехарда разведён надвое ещё и по грузоподъемности машин - по среднему идут легковушки-автобусы, а по дальнему и самому правому - грузовые большей массы.
14. КПП ледовой переправы. Мы пересекали Обь 16 апреля, а закрывать её собирались уже через 3 дня для грузовиков и с 21 апреля - для всех остальных обычных машин, кроме специальных бигфутов (их покажу отдельно в посте про аэропорт).
15. Вид на ту сторону. Белой стрелкой показан вокзал Лабытнанги, куда мы приехали накануне и откуда поедем "Полярной Стрелой" завтра. О нём тоже будет отдельный пост.
16. Вид на речпорт Лабытнанги и два зимника через Обь с направлениями движения на запад.
17. Вид с небольшим зумом. Как раз сейчас пропустили через КПП целый караван машин.
18. И вот этот самый мамонт на восточном берегу, стоящий на холме - с которого мы и снимали виды 12-17. Давайте заберёмся?
19. Подъём к мамонту - со стороны его жопы.
20. Наверху. Северный зверь хорош, колоритен!
21. Эдвард запилил даже селфи на фоне, которое собрало почти сто лайков в его богомерзком инстаграме (сам я этой приблудой не пользуюсь).
22. Ну и дурацкие замочки, конечно - фото специально для anni_sanni
23. Потом оттуда мы вернулись снова в Салехард, на конечную. Пришли к этой конечной - станции СП, стоим-ждём, топчемся. Нет и нет этой маршрутки. Стали спрашивать народ. А оказалось, что обратно она заполняется с рядом находящейся стоянки. Вот жеж местные особенности! А мы бы ещё ждали и ждали. Пошли туда. Ну что - и снова она полная. Сели, где осталось свободно.
24. Местный маршруточный юмор.
25. Льготником - это значит, инвалидом (имеющим право на льготы).
26. Проехали КПП, выезжаем на основной намороженный зимник. Эта дорога - только для направления "оттуда", самая левая.
27. Это уже наше направление, на запад.
28. Идём совсем медленно, где-то 20-25 км/ч. Туда ехали быстрее.
Вот такая ледовая переправа. Мы специально планировали сроки поездки так, чтобы застать именно её - а то про обской паром описаний много, а про переправу - почти нет. Далее расскажу про следующую точку на пути в Салехард, а именно - про местный аэропорт.
(предыдущая часть - XXVII)
Содержание цикла "Большая Европа по диагонали"
Journal information