Прояснились ещё уточняющие подробности.
На этот раз дополнения поступили из рижского ж/д музея, где есть карта железных дорог территории Прибалтийского Особого военного округа по состоянию на начало октября 1940 - т.е. за месяц до визита Молотова.
2. Вот юго-восточная часть карты. Смотрите, к 1.10.1940 перешивка колеи достигла Вильнюса, а также подходов к нему со стороны Лиды, Молодечно (главный ход) и северной части Петербурго-Варшавской линии через Даугавпилс (Двинск). Дальше была европейская колея.
3. Юго-запад ПОВО. Бледно-красным отмечен путь следования поезда. До Науя-Вильня - только русская колея, перегон Науя-Вильня - Вильнюс - двухпутка (европейская+русская), потом только европейская. Отсюда следует, что "переобували" состав в Вильнюсе, иных кандидатов просто нет. Учитывая то, что по мемуарам Бережкова поезд к германской границе подошёл уже на евротележках. Каунас мог быть только в том случае, если ЖДВ за месяц перешили трассу до Каунаса и сдали её госкомиссии, вероятность чего крайне мала.
4. Так что - именно Вильнюс. Тем более что там были и подходящие мощности, цех на "варшавской" стороне станции, с подъёмниками. Вот этот:
Поэтому, уточнения к реконструкции маршрута такие:
1. Бережков в мемуарах ошибся на сутки с отправлением поезда. Вышел из Москвы он не 9, а 10 ноября.
2. Шёл суммарно до Берлина 38 часов (23.00 10-го по моск.вр. - 11.00 12-го по средневр.вр.).
3. "Переобували" поезд в Вильнюсе.
4. К германской границе в Эйдкунене он пришёл уже на евротележках.
А внимание к теме радует - всем участвовавшим спасибо за многочисленные уточнения!
Journal information