Кто хотя бы раз видел вживую взлёт или посадку Ту-95 или Ту-114, тот меня поймёт. Я до 12 лет рос в Хабаровске и самым сильным впечатлением из третьего-четвёртого классов школы был именно Ту-114, "император" или "шайтан-арба". Мы даже с пацанами порой сбегали с продлёнки и на 21-м автобусе, а потом на тройке, ехали до развилки на Матвеевку, шли к ограждению аэродрома и ждали "императора". Московский рейс 114-го садился примерно в час дня. Невероятно эпическое зрелище!
И позже тоже довелось видеть взлёты - под Серышево Амурской области и в Воздвиженке в Приморье, там бывали 95-е.
И вот поэтому, при всей моей настороженности к авиации в целом, я безумно люблю большие турбовинтовые самолёты и ничего не могу с этим поделать. Крайний раз испытал восторг в 2012-м - когда мы с коллегами были в Дягилево и нас привели на стоянку бомберов, в момент выхода их на упражнения. Ничего не поменялось - хоть в десять лет, хоть в сорок пять взлёт и рокот НК-12 пробирает до пяток и тебя просто колотит от восторга! Это не созерцание - а настоящий экстаз. Душа просто поёт от всего процесса - и пуска двигателей, и трогания с места этого огромного сердитого шершня, и прохода его мимо тебя.
Конечно, есть и опасности. Нельзя стоять на площадке спиной к винтам и делать какое-нить новомодное сэлфи - может затянуть. Нельзя попадать в определённые сектора относительно двигателей, после пуска - воздушные потоки очень мощные. И когда 95-й Медведь проходит мимо тебя рядом, то в ту секунду, когда ты оказываешься против винтов, тебя так характерно дважды "рубит" потоком. В общем, там немало нюансов безопасности - с чисто реактивными в этом плане проще.
Вот гляньте ролик, на 0:27 я как раз увлёкся и оказался слишком близко к пути прохода 95-го, и полковник, за нас ответственный, меня аккуратно отводит в глубину. А потом почти над нами проходит и огромное крыло. Короче, процесс незабываемый!
А вот свежий ролик МО, Ту-95 начинается с 0:28:
По теме:
1) Ту-95 готовится к взлёту
2) Дягилево: большой авиационный день. Часть 2: аэродром и полёты
3) Император воздушного океана (Ту-114)
Journal information