Не хотел бы сейчас подробно обсуждать его политические взгляды и действия в период Перестройки и ельцинской эры, с которыми я резко несогласен. Как-нибудь в другой раз.
Однако должен отметить, что объективно он был одним из самых зорких кинолетописцев советской эры. И в течение практически тридцати лет (!!!) создавал кинохиты, которые смотрели десятки миллионов советских людей и в общем-то, стали частью нашей идентичности.
Начиная с "Карнавальной ночи" (1956) и заканчивая "Забытой мелодией для флейты" (1987).
Потом его творчество (как и у многих советских творцов) в конце восьмидесятых резко пошло на спад и уже "Небеса обетованные" смотрелись сильно вымученно и натужно. Хотя он и в Девяностые снимал много фильмов - но они уже не смогли стать золотым фондом киноискусства. Завершил эпоху падения уровня римейк "Карнавальной ночи" середины нулевых.
Э.А. Рязанов в эпизодической роли в "Иронии"
* * *
Из того, что он сделал эпохального, могу вспомнить «Берегись автомобиля», новогодний мегахит «Ирония судьбы» - который можно препарировать, критиковать и исследовать бесконечно, «Служебный роман», «Вокзал для двоих» (который я как-нибудь обязательно разберу с ж/д точки зрения), «Жестокий романс» и «О бедном гусаре замолвите слово». По детству сильно впечатлили "Итальянцы в России", но потом с возрастом я в них разочаровался.
Ну и не могу не вспомнить наиболее острый фильм «Гараж», который, увы, отражал многие неприятные черты тогдашней действительности. Там Рязанов изобразил стяжательский, ленивый и злобный мирок усреднённого столичного НИИ - коллективы которых потом успешно генерировали перестройщиков и эльфов-демонстрантов времён распада СССР, исступлённо кричавших "свободу Литве!" и "Ельцин - наш идеал!". Как ни крути, а фильмец был пророческий, по общему духу.
В общем, что бы ни говорить про Эльдара Александровича - он не был идеальным, часто - неоднозначным; однако его вклад в советское кино реально огромен.
Мир праху.
Journal information