Речь идёт о мега-вокзале Лабытнанги, конечного пункта построенного западного участка Трансполярной дороги. Он смотрится весьма удивительно в этом небольшом, в сущности, населённом пункте. Возник этот вокзал в начале нулевых - 2001-2004 гг., по инициативе последнего министра путей сообщения России и первого президента РЖД Геннадия Фадеева. Какова была мотивация его строительства именно в этом масштабе, мне до сих пор непонятно, но факт есть факт - он построен и работает.
В итоге осмотра вокзала мы забрались в конце вот на эту башенку наверху
2. Салехардская маршрутка высадила нас вот тут, помчавшись наверх, в город. Ну а мы пошагали к вокзалу.
3. Он же поближе - со стороны станции.
4. До начала "нулевых" вокзалом служило старое деревянное здание с двумя островерхими крышами по бокам.
5. Новый вокзал сдали в 2004 году. Старый снесли, а на его месте построили платформу с навесом длиной в пару вагонов.
6. Изречение Фадеева и символический ключ от нового вокзала, вручённый в день открытия. Сейчас висит в кабинете начальника вокзала. Впрочем, о нём - чуть позже.
7. Общий вид вокзала, чуть поодаль, со стороны путей.
8. Справа виден навес над платформой - на этом месте и стоял старый деревянный вокзал.
9. Из интересного на станции - ностальгические ручные стрелки с флюгарками, которые очень красиво смотрятся вечером, в подсвеченном виде.
10. "Светофор" 1964 г.
11. Станционный вид - первые два пути и вокзал. Снимок сделан в направлении ухода линии на Москву.
12. Сам вокзал построен на сваях и приподнят над поверхностью земли на 1 этаж. Вечная мерзлота.
13. Ну что, заходим внутрь? От первой платформы с навесом в вокзал ведёт крытая галерея. Мыслилось так, что северные трудящиеся, которые будут сходить с поезда, должны идти в здание вокзала, не соприкасаясь со снегами и пургами, которые бушуют снаружи :)
14. Зашли внутрь - особо ничего интересного. Стандартный евроремонт, квадратно-гнездовые планировки. Унылые "светильники Армстронга".
15. Колонны с фотографиями на них.
16. Из примечательного - большая площадь остекления в обе стороны. Из-за этого создавался эффект высокой освещённости зала ожидания. В принципе, для Крайнего Севера очень актуально.
17. Кафе...
18. ...и кассы.
19. Ну и актуальное расписание, до кучи. На память. Как видите, с движением совсем негусто. Ежедневный воркутинский, который я описывал в частях XXII - XXVII. И фирменная "Полярная Стрела" на Москву два раза в неделю (завтра мы ей поедем обратно). Всё, больше ничего.
Тут нас, наконец, заметили. Подошёл охранник:
- У нас снимать нельзя без разрешения!
- А у нас есть.
- Да??? (на лице отразилось явное удивление) - а покажите!
- (прочитал, озадаченно нахмуря брови) А давайте пройдём к дежурной!
- Ну давайте, не вопрос.
- (показывает дежурной) Тут вот ребята с бумагой, снимают без уведомления.
- Ммм! (дежурная, смотрит на нас вопрошающе-испуганно) А нужно уведомить начальника вокзала!
- Так у нас разрешение. Берите, у нас есть копия.
- Нет-нет, вы его спросите! Он должен с вами побеседовать!
- (ну что, посмотрим и кабинет начальника, ок) Дык давайте. Куды иттить?
- Его сейчас нету! Вы пока без него не снимайте, ладно! А то не было указания! Он скоро будет!!!
- (я уже всё отснял, но чтобы успокоить работничков в этом сонном северном краю с этой внезапной бумагой, свалившейся на них непонятно откуда, соглашаюсь) Ждём! ;)
Минут десять ходили-бродили, смотрели закоулки и ракурсы.
Тут подходит запыхавшийся мужик:
- А это вы из Москвы???
- Мы вообще-то не из Москвы. Но это мы!
- Пройдёмте ко мне!
Идём в кабинет. Ага, это и есть начальник вокзала!
Садится в своё кресло, сосредоточенно изучает бумагу.
Видны капельки пота на лбу - бежал, видимо, сюда откуда-то, вызванный подчинёнными.
Ещё раз читает. Мы ждём.
Вдруг отрывается от бумаги и смотрит на нас победным взглядом:
- А вот смотрите! Тут сказано: "съемка станции и прилегающих окрестностей", а про внутренности вокзала ничего не сказано! Так что внутри вас снимать нельзя!
- Как это нельзя? Тут написано, буквально - "...и вокзалов на пути следования". Почитайте ниже.
- А про внутренности ничего не сказано. Так что идите и снаружи снимайте!
- (кротко соглашаясь) Ну хорошо, уговорили, раз так толкуете. Тогда мы поснимаем как простые обычные пассажиры, по распоряжению №1513-Р Президента РЖД. Там, где мы не мешаем поездной работе и нормальному функционированию служебного оборудования. Вот, оно у меня тоже есть! (подаю ему распечатку)
Некоторое время мутным взглядом смотрит на бумагу:
- ...Но зачем вам, всё-таки, наш вокзал?
Терпеливо ему обьясняю:
- У нас экспедиция по Печорской дороге, и мы снимаем всё то, что составляет часть её образа. Вокзалы, станции, поезда и так далее.
- А вот недавно какие-то журналисты были и у нас всё обгадили! То не так, это не этак!
- (пожимая плечами) И что? Теперь вокзал - тайна?
- И кто вы такие?
Снова терпеливо повторяю.
В общем, минут пятнадцать мы таким образом пикировались и препирались - я даже пригрозил написать рассказ про такое отношение, пока начальник вокзала не стал помягше. В какой-то момент он таки сдался:
- Ну ладно, ребята. Если не будете про нас писать гадости, то давайте работать.
- Ну какие гадости, откуда вы это взяли??? Мы пишем про историю дороги и её состояние.
- Ладно. Собирайтесь, пойдём.
- ???
- Пойдём наверх.
(о, это хорошо! Явное изменение позиции!)
Пока он собирал бумаги и одевался, я снял пусковой ключ и фотки начального этапа стройки (см. фото №№4-6)
После этого общались уже нормально и вменяемо.
Видимо, действительно его кто-то сильно достал какой-то публикацией перед нами :)
20. Вид внутри диспетчерской будочки, которая возвышается над вокзалом.
21. Лезем дальше наверх. Несмотря на ясный день, ветер со стороны Оби задувает, что надо. И морозец.
Теперь давайте смотреть виды с крыши.
22. Вид на восток, в сторону Оби, Салехарда и ветки в порт. Собственно Обь тут довольно далеко, километра два. Видите, слева вдали на фото еле видимый лес кранов? Вот там речпорт и есть. Туда и ветка идёт.
23. Вид на северную сторону. Линия ж/д туда уходит, делая там петлю на запад, в сторону Обской. Справа видна дамба - по ней идёт автодорога на ледовую переправу и ж/д ветка в речпорт.
24. Вид на юг. Туда уже тупик ж/д, она заканчивается.
25. Ещё раз вид на север.
26. И взгляд на город. Дорога идёт вверх, она совсем недавно построена. Да и многие дома тоже, почти с нуля.
Осмотрев виды, прощаемся с начальником вокзала, который с явным облегчением смотрит нам вслед :)
27. Вокзал со стороны города.
28. Идём наверх.
29. Дома на пути совсем нулёвые - город активно строится. Активность тут явно есть, в противовес упадку Воркуты.
30. А это рудименты старого порядка :)
31. Работа вечной мерзлоты. Тут с этим не шутят!
32. Духоподъемный плакат, внушающий надежду.
33. Районы немного постарше, вдоль главной улицы Гагарина. Наш отель тоже тут рядом.
34. Многие дома тоже на сваях. См. фото №31 :)
35. Поскольку мы после Салехарда и приключений на вокзале невероятно хотели есть - нет, даже не просто есть, а жрать! - стали искать столовку или кафе. Или супермаркет с хорошим ассортиментом. Но в окрестностях совсем ничего не было - только какие-то круглосуточные маркеты с убогим выбором "консерва-сигареты-пиво". На какую-то столовку прохожие нам указывали, но мы её так и не нашли.
36. Язык местных объявлений. Эдвард: "Эх, опоздали! Хорошо было б на такой праздник сходить!".
37. Наконец, путём поиска нашли более-менее приличный магаз, со странным для этих мест названием "Нижегородец", и затарились там едой. Привлекло внимание название "Алкопрод" - под который был выделен отдельный вход. Потом пошли в номер, т.к. проголодались невероятно.
В 9 утра на другой день у нас была "Полярная Стрела" с билетом до Инты и пьяными вахтовиками в комплекте, так что следующая часть - о ней :)
(предыдущая часть - XXXI)
Содержание цикла "Большая Европа по диагонали"
Journal information