В отличие от прошлогоднего похода на мостик "Анастасии" от St Peterline, где все было быстро, шапочно и общение исчислялось минутами - в этот раз мы пообщались с капитаном "Мариэллы" Viking Line спокойно, ненапряжно и степенно. Осмотрели все закоулки, капитан продемонстрировал методы швартовки; показал, как отрабатывается эвакуация и тренировки на форс-мажор; рассказал про историю парома; мы задали миллион вопросов и получили на них ответ. Я даже полистал лоции в штурманской. Общались мы на стоянке в Стокгольме.
2. "Мариэлла" стоит у терминала в Хельсинки. Она, собственно, систершип петерлайновской "Анастасии" - однако, отличается по методу эксплуатации. Если St Peterline - это почти вчистую круизная компания, то Viking - это регулярное паромное сообщение. Кроме того, у "Насти" была довольно сложная судьба, до появления её в Питере, а вот "Мариэлла" - стабильна и вообще рекордсмен по времени постоянной эксплуатации на маршруте Хельсинки - Стокгольм.
3. Окончание процесса швартовки в Стокгольме. Сейчас он закончится и можно будет общаться с капитаном.
4. Ну что, пойдём на мостик?
Коротко об истории судна. Она в данном случае простая.
Построен на "Вяртсилях" в Турку, в эксплуатацию был передан весной 1985-го. Двигательная установка - от них же.
То есть, уже 30 лет подряд на линии (!). Потрясающая стабильность.
С 1996 года в рейс добавили заход на Аланды - для того, чтобы развивать беспошлинную торговлю Duty Free и игровые автоматы. То есть, поднять коммерческую составляющую. Кстати, в 1985-1989 гг. судно было крупнейшим в мире паромом. Это уже потом стали выпекать более крупные экземпляры, как пирожки. Ещё эпизод из истории - "Мариэлла" первая пришла на место крушения "Эстонии" осенью 1994 года. Экипаж тогда сумел спасти 15 человек, и ещё 11 привезли на борт спасательным вертолетом. Всего 26 чел.
Спросили капитана о крупных происшествиях в карьере судна. Он ответил, что самый серьёзный случай был в 1997-м, когда на выходе из Хельсинки загорелся двигатель. Застопорили машины, и потом паром на буксирах оттянули обратно - благо не успели далеко уйти. Встал в док после ЧП. Ну а больше значимых происшествий у неё не было - тихая, спокойная балтийская судьба.
Параметры.
Водоизмещение - 37800 брт, длина 175 м, ширина 28,4 м. Осадка 6,5 м.
Мощность - 31 000 л. с.
Скорость хода - 22 узла, 18 крейсерская, 14 в фарватерах от Аландов до Стокгольма.
Вместимость - 2500 пассажиров, 430 авто разного класса.
5. По техническому наполнению "Мариэлла" похожа на "Настю", что естественно. Однако таки не совсем - начинка не совпадает на 100%. Данная версия актуальна с 2000 г., после большого планового докования. Но, как сказал нам капитан, на новом доковании в 2017 все навигационное оборудование будет переустановлено, на новую версию.
6. Общий вид рабочих мест вахтенных штурманов и капитана.
7. А вот и капитан - г-н Stefan Karell. Флаг у парома - финский, поэтому рабочий язык на борту тоже финский. Однако он прекрасно говорит и по-английски.
8. Вид на Стокгольский фиорд через иллюминаторы.
9. Круглый столик и пять стульев, для принятия трапезы вахтенным штурманом и рулевым.
10. По краям мостика - далеко вынесенные пульты управления швартовкой. Хороший обзор в три стороны; правда, иллюминатора вниз, как на паромах Finnlines, нет.
11. Вот тут осуществляется управление швартовкой.
12. Как оказалось, швартовка - дело сугубо ручное, а не автоматизированное. На пульте управления во время швартовки всегда стоит капитан лично. Это меня удивило, что именно капитан, а не старпом, скажем - но факт. Г-н Карелл объяснял и нюансы, которые приходится учитывать, но тут я их так красиво, как он, не изложу. Лоцманская проводка нигде не берётся - капитан и старпом сдают экзамены по всем точкам захода (Хельсинки, Стокгольм, Мариенхамн), и имеют сертификаты.
13. Ещё вид на Стокгольм, из иллюминаторов. Это южный берег, Сёдермальм.
14. Классический штурвал на мостике сохранился, и даже (в принципе) рабочий. Однако в процессе навигации он давно не используется - так что по сути, стал декоративной частью оборудования.
15. Вот что сейчас его заменяет. Скучно, но более функционально :)
16. Ну и пульт управления в целом.
17. Компас.
18. Лампы сигнализации разного рода отказов и неисправностей.
19. Экран состояния, курсы, крены, скорость хода и проч. На мой взгляд - очень наглядно, глаз сразу "схватывает" состояние и быстро привыкает. Но опять же, такая версия (конца 90-х) сейчас постепенно заменяется полностью электронной. Этой осталось "жить" два года.
20. Неподалёку висит схема циркуляции судна. Как видите, на предельном угле поворота в 35 град. судно может совершить полный круг за 4 мин. 44 сек.
21. Позади, как и положено, есть штурманская с тёплыми ламповыми ящиками с бумажными картами и лоциями.
22. Электронное отображение, конечно, тоже имеется.
23. Но в обязательном порядке - "бумажная" карта! Они тут не отмерли, как в обычной жизни.
24. Система автоматической компенсации крена (чтобы паром, независимо от загрузки, всегда сохранял горизонтальное положение без крена на любой из бортов или на нос/корму). Насосы автоматом подкачивают воду в соответствующие танки и компенсируют наклон. Эти цистерны не являются балластными, они могут быть пустыми, заполненными частично или полностью, в зависимости от конкретной ситуации.
25. Экран пожарной сигнализации. Тут же - реакция на датчики дыма. Если кто где курит в каютах/ в гальюнах - то сразу высвечивается зона нарушения. А номер помещения (каюты) высвечивается цифровой индикацией. Дальше уже дело техники - обнаружить нарушителя :)
26. А это - "тренировочная" зона, для контроля эффективности эвакуации. Экипаж тренируется постоянно.
Происходит это так: во время начала эвакуации на зонах размещаются красные фишки. По мере вывода людей из этих зон, ответственные за эвакуацию докладывают на мостик и на эту зону помещается зеленая фишка. В итоге все красные фишки должны быть заменены зелеными - так можно наглядно контролировать, какая зона уже эвакуирована, а какая нет.
27. Капитан даже предложил немного попробовать процесс, для наглядности. Но мы вежливо отказались, пусть все отдыхают на стоянке спокойно :)
28. Есть на мостике и немного юмора, не без этого.
29. Пока общались - на мостик пришли уборщицы, делать приборку и наводить марафет. На этом моменте мы поняли, что наверное, пора сворачиваться :)
30. Ну и на прощанье - фото с капитаном на память.
* * *
Огромное спасибо ребятам с Викинг Лайн, которые организовали этот поход на мостик.
Также благодарю и капитана г-на Стефана Карелла, за терпение, внимательность к вопросам и открытость.
Пообщались действительно очень содержательно, осталось хорошее послевкусие.
PS. Сейчас у них вышел на регулярную линию новый паром - Viking Grace.
У него, как я выяснил в ходе беседы, какой-то очень инновационный двигатель с нетипичным топливом.
Было бы очень здорово, если бы удалось осмотреть это дело и рассказать про эти технологии :)
Journal information