Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Category:
  • Mood:

Метро Екатеринбурга: личный взгляд и впечатления

Недавно я рассказал об алкомаркетах и торговых приметах Екатеринбурга, а сейчас - рассказ о тамошнем метро.

Вообще, надо признать, что обычно повести о постсоветском развитии метро в миллионниках стран СНГ крайне унылы и безрадостны. Это, как правило, консервация его в виде на конец СССР или натужная постройка за четверть века 2-3 станций. Но в уральском Свердловске на самом излёте единого большого государства получилось иначе: тринадцатый и последний метрополитен Союза всё-таки успел родиться и затем использовать инерцию постройки и заделы советского финансирования, пока она (инерция) не выдохлась.

Итак, в апреле 1991 года с двойным переносом даты (1987, 1989) открывается три станции на промышленном севере города, в районе "Уралмаша". В таком виде, конечно, метро было бы абсолютно бессмысленным для города аттракционом. Но по счастию, к этому моменту были набраны немалые заделы по капстроительству и выполнены наиболее трудоёмкие работы по проходке тоннелей к центру. Нужно было просто завершить начатое, не бросив.

Так что в самые тяжелые постсоветские шоковые годы (1992-94) метро с огромным трудом, но всё же пришло сперва к ж/д вокзалу - декабрь 1992, а потом и к центру - декабрь 1994. На этом заделы кончились и всё надолго остановилось, но юное метро в таком 6-станционном виде всё же набрало критическую массу пассажиропотока, чтобы выйти из состояния аттракциона. Через 8 лет его продлили ещё на одну станцию, а в 2011-2012 гг. уральский мегаполис сумел дотянуть метро на юг ещё на две станции, и упрочить свою транспортную ось Юг-Север. Метро наполнилось: в час пик заполнено очень неплохо. Таким образом, поздний советский ребёнок выжил и доказал свою полезность.

По личным ощущениям (а я проехал все станции, причем и в выходной и в час пик тоже пришлось пользоваться), екатеринбургское метро теперь довольно сильно отличается от нижегородского и особенно самарского. Правда, метро в НН я видел до открытия метромоста в центр города. И метро Ёбурга не только живое - оно ещё и красивое. Очень хороши несколько станций из 9-ти - особенно две новых, открытых в "десятые годы". Но и из ранних тоже есть что посмотреть, хотя к властям города есть претензии по рекламному загрязнению метрополитена. Впрочем, об этом ниже.

В этом обзоре давайте проедем метропоездом с юга на север - от нового к старому.
И посмотрим всё строго последовательно.



2. Итак, схема. Начнём с неё. Как видите, она показывает аж три линии - но работает только одна, зелёная. Две остальных не только не строятся, но и не планируются к реальному строительству. Но, однако же, на схеме рисуются. Что ещё надо отметить: эта скромная схема в вагоне очень теряется в потоке рекламы, её ещё найти глазами надо.
Для проезда используются а) жетоны - см. врезку, и б) карточки.


Будете смеяться, но я сейчас не могу вспомнить, за сколько я покупал там в кассе жетоны. То ли за 23, то ли за 25 рэ. Сейчас полез на сайт Е-метрополитэна и с удивлением для себя отметил, что "жетонную" стоимость проезда - не по карте - найти там не могу. Вообще, сайт на редкость дурацкий и сделан, видимо, в режиме очень жёсткой экономии на дизайнерах, проектировщиках интерфейса и копирайтерах. На "отъебись", если по-простому.

3. Метропоезда тут стандартные для наших систем. Интервалы движения умеренные - на уровне мюнхенских или миланских. 3-5 минут в час пик и где-то 6-9 минут в непиковое время и в выходные. Всю линию можно проехать примерно за 20 минут и она, конечно, сильно сокращает поездку для пассажира по городу, сравнительно с наземной.


4. Все внутренние стенки метровагона довольно сильно загрязнены разнокалиберной рекламой. Системы размещения никакой особо не просматривается - хаос, и только. Со стороны иногороднего наблюдателя думается, что рекламное агентство, которое занимается тут этим вопросом, неразборчиво и просто рубит те бабки, которые текут к ним в руки. У нас в СПб более стройная система размещения. Ещё есть мониторы на потолке - которые тоже гонят рекламу нон-стоп.


5. Вот, смотрите. Всё заплакачено хаотическими рекламками. Попробуй тут ещё найди схему линий, среди этой визуальной грязи. Кое-где (примерно 15-20% поверхностей) закрыто плакатами с видами города, которые временно закрывают непроданные в данный момент рекламоместа. Правда, потолок от рекламы свободен - и на том спасибо :)


6. Теперь начинаем смотреть станции. Наружные вестибюли почти все вот такие, простенькие (исключение я покажу ниже). Даже новые станции строятся по такому шаблону. Эта станция - 2011 г. открытия. Конечная с юга.


7. Спускаемся вниз. Метро тут неглубокого заложения, и эскалаторы не везде. Но внутри неожиданно красиво, относительно унылого наземного вестибюля.


8. И даже очень красиво. Я бы сказал - стильно. В самом хорошем смысле этого слова. Вот уж молодцы! Станция смотрится недёшево, запоминается приезжему сразу, и ты уже проникаешься уровнем метрополитена.


9. "Ботаническая". Вкус и стиль явно есть. Да и общий образ новой станции и города ("небоскрёбно-хайтечный") в какой-то степени совпадает.


10. На первой увиденной мною станции я метро зауважал. Но вторая станция - "Чкаловская" - заставила им восхищаться! Это самая новая станция по дате ввода, 2012 года. И вот тут я должен сказать, что общий уровень дизайна - на уровне самых сильных современных питерских станций, "Обводного Канала" или к примеру, советской "Академической".


11. Станция посвящена легендарному перелёту экипажа Чкалова - Байдукова - Белякова в САСШ.


12. Декоративные часы показывают время отлета-прилёта или пролёта значимых пунктов на пути.


13. Дизайн потолочной части станции символически отсылает нас к профилю крыла того самого исторического АНТ-25.


14. Короче - очень сильно, очень стильно и реально красиво. Всё в тон и в меру. Собственно, одна эта станция заслуживала бы отдельного немаленького поста. Но увы, такой роскоши траты времени я не имею. Так что показываю в общем потоке. Кроме того, недавно открытая станция ещё не загажена никакой рекламой, как ранние станции, и за это тоже отдельное спасибо!


15. "Геологическая". Тут я снял несколько планов, но неудачно - из хороших и чётких остался только этот. Зеркалка барахлит, увы, менять надо...(


16. Центральная станция - "Пл. 1905 года". Вот её я уже помню, по 2000 году, когда ездил в метро. Тогда оно досюда только и доходило, с севера.


17. Все бы ничего, и станция тоже неплохая, по дизайну. Но уже излишне загаженная рекламой. Кстати, тут я увидел и разметку дверей вагонов.


18. На колоннах вешают маленькие плакатики - и это, увы, создаёт образ визуальной грязи, и принижает облик. Хотя бы как-то уж учитывали общую сочетаемость, прежде чем портить станцию.


19. Над выходом тоже реклама.


20. Выход наверх. Тут он эскалаторный. Реклама в наклонных тоннелях - по бокам. Как в Москве.


21. Входы на станции турникетные. Рядом с кассой всегда 1-2 пента, ну и досмотровые пункты тоже есть.


22. Из хорошего - крупные, чёткие и наглядные схемы на выходе. Очень помогают сориентироваться.


23. А вот и исключение - монументальный вестибюль центральной станции метро.


24. Ладно, ныряем опять под землю. На пути вижу креатифф жж-шного коллеги - Славы Степанова из Новосиба.


25. Едем дальше на север. "Динамо" (1994, советский задел).


26. Над выходом - барельеф на тему здоровья и спорта.


27. В торце станции - дискобол. А кусок колонны, на котором он стоит, кажется, срезали с нашего "Автово" :)


28. "Уральская" (1992 - чуть-чуть не успели закончить до краха Союза). Это вокзальная станция, очень оживлённая. Снаружи наверху - грязненький вестибюлик с кебабными по бокам. А вот спускаешься сюда - и попадаешь в такое солидное великолепие.


29. Но и тут не удержались от рекламного загрязнения.


30. Красива на "Уральской" и напольная мозаика.


Ну и, в заключение, три советских станции пускового участка 1991 года.

31. "Машиностроителей". Здесь, наверху и прямо рядом, на заводе им. Калинина клепают те самые "Калибры" и прочие интересные ракеты, пуляющие с кораблей и бомбардировщиков.


32. Неплохая станция, со своим запоминающимся образом. Метро в Ёбурге явно выше уровнем его коллег в других одно-миллионниках.


33. Чеканки по стенкам тоннелей - на советскую производственную тему. Ещё одна ("СССР") у меня не получилась.


34. Тоннель на выход тоже тут по-своему хорош - сразу проникаешься, что выходишь к ракетному заводу :)


35. "Уралмаш", наземный вестибюль. Мы вышли наружу уже вечерком, смотреть ракету-памятник. Впрочем, о ней в отдельном посте про эти места.


36. Спускаемся вниз...


37. И вот "Уралмаш". Одна из двух односводчатых станций здесь (см. также "Динамо"). И тоже стильная.


38. И здесь хорошие чеканки по металлу, над выходом. Танки и "Белая Башня".


39. ...и советские суперкомпьютеры, эпохи раннего Космоса :)


40. И, наконец, северная конечная станция - "Просп. Космонавтов". Самая интересная из советских, на мой взгляд.


41. Тоже красивая и стильная. Но! Поскольку у неё стаж существования уже 24 года, то её изгадили рекламой.


42. ...причём изгадили некрасиво и варварски. Навесили плакатов и в проходе, и по стенкам тоннелей. Варвары. Интересно, куда смотрят все эти хвалёные демократические ройзманы и прочие штатные обсиратели "совка"? Почему не могут сохранить хотя бы капитальное наследие этого самого "совка", работающее на уральских жителей уже четверть века, от изгаживания его вот этим всем визуальным мусором? Ведь это же не так сложно?


Короче, от опошления постсоветскими варварами такой оригинальной станции я долго плевался.
Как бы хорошо было, чтобы эти же шаловливые рекламные ручки не засрали самые поздние станции с южной стороны города (фото 8-14)! А то ведь могут и туда дотянуться...

Но метро в Екатеринбурге всё же красивое, хоть и небольшое - сами видите.
На месте екатеринбуржцев я бы им гордился и оберегал от рекламного опошления, по мере сил.
Спасибо за внимание, на этом обзор закончен.
Tags: Екатеринбург, метро, соц-арт, хай-тек
Subscribe

Posts from This Journal “Екатеринбург” Tag

promo periskop.su april 5, 2018 11:03 62
Buy for 250 tokens
Постоянные читатели блога обратили недавно внимание на то, что здесь стали редко появляться большие фотопосты с рассказами. Это совершенно так - потому что я с начала года вовлечен в сложный, но интересный проект. А именно, создаю путеводитель по Транссибу, книжного формата. Это тесно увязано и с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 233 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →