Вот уж никогда бы не подумал, что он проживёт столько и разрастётся в обширную почти-книгу.
В далёком уже декабре 2005-го мой друг (который уже три года как не на этом свете, увы) долго меня убеждал за ужином, создать жж-аккаунт. Было это 9 декабря того же года. Соцсетей тогда ещё не было, или они были зачаточными, а перспективу жж-журнала я недостаточно понимал. В то время хотел просто сделать сайт "Неформальная география" - и сделал его. Он просуществовал недолго, года два и тихо загнулся. А жж-журнал был основан ночью 22 декабря, в самую длинную зимнюю ночь, и вот на тебе - неожиданно выжил и окреп.
Если говорить про основные вехи становления журнала на раннем этапе и превращения его из слепого котёнка в весьма приличного уссурийского тигра, то их пять.
I. Пост про подлодку Д-2 в марте 2006 года. Неожиданно он почему-то подвергся нашествию читателей и принёс мне полторы сотни новых. Почему - не знаю. До этого periskop был сугубо камерным малюсеньким журнальчегом с тремя десятками взаимных френдов. В том числе, я тогда впервые задружился с U-96 и некоторыми другими "олдфагами" мира блогосферы.
II. Первый "громкий" политический пост был про уничтожение тушки Басаева - это середина 2006-го. Нет, я не планировал никакого троллинга - просто высказал наболевшее мнение. Он тоже ступенчато сдвинул ситуацию и принёс ещё около сотни читателей. Именно тогда впервые у меня в комментах журнала возникла жестокая полемика и баттхерт части аудитории (сейчас бы мы сказали - классический срач). Тогда же во френды пришли ещё ряд юзеров, с которыми я общаюсь и посейчас, спустя десятилетие - например, Илья Крамник. И часть других, типа warsh, которые потом одномоментно отвалились 23 апреля 2007-го.
III. В марте 2007-го, когда журнал перевалил за 350 читателей, случился первый троллинг автора со стороны - по вопросу питерских трамваев. Один чувак накатал на мой пост разгромную рецензию, на которую я по наивности гневно отреагировал. Этот случай меня научил правильной и пропорциональной реакции на сторонние провокации и наличие хейтеров (я вообще довольно быстро могу учиться, когда надо).
IV. Наконец, крайне важный этап становления - это когда откинулся Ельцин, 23 апреля 2007-го. На мой пост "с коньяком" пролилось реально огромное количество гневного говна либерально настроенных читателей, меня отфрендило около 40 человек из тогдашних 460 читателей и добавило около 30. Зато я предельно ясно понял тогда - нужно не стесняться обозначать свою позицию по острым вопросам заранее и чётко. Даже ценой конфликта с аудиторией и/или с конкретными юзерами. Не нужно молиться на число подписчиков и френдов - это далеко не самое важное. Гораздо важнее сохранить цельность собственной позиции и не оглядываться на сторонние неприятия. Всем мил не будешь.
Именно тогда я решил написать базовый пост про Девяностые и Правила журнала, которые после - за 8 лет - менялись очень незначительно. Правила структурировали мой опыт и позволили опираться на них в полемиках и санкциях против хамов и спамеров.
V. Пятый этап - это забайкальское путешествие 2007 года. Я очень подробно писал про процесс поездки на поездах, и неожиданно выяснилось, что среди читателей это очень востребованная и интересная тема, так как обычно описыватели поездок почему-то пропускают этап собственно передвижения, быт, традиции в пути и пишут сразу про города и достопримечательности. Оказалось - это совершенно уникальная ниша, и что самое важное, мне самому очень интересно о ней писать.
* * *
Итак, примерно за полтора года (март 2006 - сентябрь 2007) направленность и правила журнала структурировались. Потом было много чего, но вот эти ранние этапы сформировали общий облик моего блога на будущее.
Именно поэтому я сейчас, спустя годы, весьма скептически отношусь к т.н. топодрочерству.
Мне реально жаль тех юзеров, которые стали рабами СК и начинают применять любые приёмчики, лишь бы пролезть в топ. Лично я считаю, что такое приспособленчество сильно вредит блогу и превращает его в "пластиковый", искусственный. Через пару-тройку месяцев у таких собирается очень специфическая аудитория, а нормальные юзеры постепенно и тихо убегают. Можно взлететь высоко ненадолго и затем так же быстро упасть. Честно, я к этой жж-шной морковке, которая заставляет собаку-блогера бежать за санями, генерировать бессмысленные однотипные темы, равнодушен. Можно упасть на 800 пунктов, а потом подняться на 1000, и снова упасть - и ничего не случится. Ни хорошего, ни плохого. Я даже пытался как-то из рейтинга выйти, после январской его реформы и таки вышел на месяц, в марте с.г. Но, поскольку был совместный проект с железнодорожниками на тестирование поезда Москва - Ницца, и они сильно просили вернуться для увеличения количества просмотров (а тот проект был для меня важен и дорог), то в апреле я обратно вступил в это дело. Тем не менее, мне довольно фиолетовы все эти смешные дрочки на искусственные цифры.
В данном отношении важнее то, как тебя цитируют и какие ресурсы. И какая у тебя аудитория, как она себя ведёт и насколько осмысленны комментарии. Вот за этим я внимательно слежу. И постоянно смотрю в Google Analytics тенденции, географический охват и ключевые слова, каковыми мой блог находят в Сети.
* * *
Что касается рекламы и постов коммерческого характера.
Да, они тут бывают. Нечасто, но есть. Я не сижу в башне из слоновой кости и не строю из себя девочку-припевочку.
Но вы их можете чётко опознать в моей ленте постов по специальным тегам. Их всего четыре - "реклама", "коммерческое сотрудничество", "партнёрство", "партнёрская программа". Первый зарезервирован для готовых текстов без моего вмешательства и сейчас практически не применяется, а остальные три - для текстов, которые пишу я лично или сущностей, которые тоже тестирую лично. Об изменении оформления не просите - я буду именно так метить посты и в будущем. Мне так удобно.
С другой стороны, я за рекламами не бегаю, основным содержанием журнала их не делаю и не планирую, очень придирчиво фильтрую предложения и вы всегда можете быть уверены, что откровенная рекламо-лажа тут никогда не появится. Что касается призов-розыгрышей, то к этому я тоже абсолютно равнодушен и этого в журнале не будет, всей этой блестящей маркетологической мишуры.
Кроме того, в этом жж есть строгое табу на политическую и предвыборную рекламу. Не влезаю в эти грязные дела и считаю, что выгоднее сохранить возможность комментировать политические темы, исходя из собственного мировоззрения. Хотя конечно, есть категория упоротых, которая по умолчанию считает, что посты с мнением, которое не совпадает с их драгоценным собственным - "они проплачены".
* * *
О троллях, хамах и провокаторах. Умеренный и филигранный троллинг тут даже приветствуется. Грубый и топорный - некоторое время терпится, потом сносится. Спамеры ликвидируются мгновенно, первонахи - тоже. Вы, наверное, обратили внимание, что у меня такого явления нет вообще. Это потому, что они сразу чистятся.
Есть также такое понятие, как "подъёбщики". Это юзеры, упорно приходящие в комменты подколоть-уязвить автора, сарказмом или ещё чем (не критикнуть или заклеймить - а именно подколоть). На любую или конкретно для них больную тему. Тут тоже политика выработана - ваше персональное количество подъёбок ограничено. Статус подъёбки я определяю по конкретной ситуации. Лимит для постоянных комментаторов - 7, для первичных новеньких - 2. Цифра вносится в памятку юзера. Ну а если вдруг вы решили оскорбить меня личностно и грязно - то тогда мгновенная и вечная вычистка. Без вариантов.
Тем, кто меня не любит - терпите. Отлично понимаю, что при таком размере аудитории без хейтеров и ненавистников не обойтись. Я вывел даже такую закономерность - на каждые 500 новых читателей обычно приходится один хейтер. А если у вас их 10.000 - то, следовательно, есть примерно ~20 озабоченных юзеров, которые "кюшать не могут", уже забанены, но всё равно дисциплинированно приходят читать посты журнала :)
Сейчас у меня, кому интересно, 9499 подписчиков в жж, порядка ~2500 через rss-ленты и примерно 205 тыс. уникальных юзеров по неповторяющимся ip в месяц, по данным GA. Из них приходят читать журнал еженедельно, т.е. 4 раза в месяц и чаще, около 63 тыс. уников. Вот эту цифру я и считаю ядром и реальной аудиторией.
* * *
Вот, как-то так, если вкратце, об этом журнале.
Десять лет - не шутка. Это много.
И да, спасибо вам - всем тем, кто меня читает :)
Journal information