Ехать туда всего ничего, по северным меркам - чуть больше девяти часов. Рассчитан же наш день был так, чтобы мы и Трансполярную линию днём посмотрели ещё раз, затем с 16 часов успеть осмотреть собственно Инту и один интереснейший объект там. А в 11 вечера садились бы на воркутинский проходящий, который за следующие две ночи и день довозил нас до Вологды.
Так что в этой части - интинский вокзал и первое знакомство с городом Инта.
Деревянная послевоенная Инта
2. Вахтовики угомонились и захрапели. Можно спокойно сделать чай и не спеша пить, любуясь на снежную тундру за окном. (кстати, не к столу будь сказано, но воронежский "Артек" оказался сущим говном с химически фруктовой начинкой)
А вот кратенькое видео, с места соединения Трансполярки и Северо-Печорской магистралей.
Тут же есть и немного вагона.
3. Время снова сменилось с ямало-ненецких +2 на московское в Коми республике. И в 16.10 мы вылезаем из теплого вагона на перрон.
4. Станция Инта с типовым послевоенным вокзалом. Правда, стеклянная стенка на центральном фасаде явно отреновирована, наверное, была несколько иной.
5. А вот и наш 4-й вагон, в которым мы столь интересно проехались с утра.
6. До свиданья, "Полярная Стрела"! Высыпайтесь хорошенько, Валера, Петруччио и Юшка! Ваши вахтовые деньги вам выдадут только на месте, так что пока отдыхайте.
7. Проходим в вокзал. Представляюсь дежурной, чтобы поснимать вокзал. На удивление, тут нас встречают очень радушно и приветливо, в противоположность подозрительным Лабытнангам. Дежурная нас даже отвела в зальчик повышенной комфортности, и сказала, что мы сможем по возвращении из города там отдохнуть. Приятно, когда так!
8. Расписание, для желающих. Поездов немного.
9. Внутри вокзала уютно - колонны, плитка узором. Потолок, правда, видимо недавно "еврозаделан".
10. Там же и кафешка с неплохим ассортиментом.
11. Вид назад, в сторону центрального зальчика. Охранники и кассирши смотрят на нас с любопытством - как это и зачем мы оказались на этой отдалённой станции? Чего это питерским тута надо?
12. Выходим на привокзальную площадь. На улице гораздо теплей, чем вчера в Салехарде. Где-то +3 и лужи. Климатическое состояние не очень приятное - всё тает и грязное, но тут уж ничего не поделать.
13. На привокзальной пл. - памятный камень.
14. Ну что ж, идём на остановку. Нам в город. Дело в том, что основной вокзал Печорской магистрали находится не в собственно Инте, а в посёлке Верхняя Инта. Откуда до города ехать километров, наверное, 10-12. То есть, пешком никак. И автобус ходит не очень-то часто. Однако сейчас мы подгадали удачно - спасибо дежурной по вокзалу, подсказала расписание.
15. Едем в город на Пазике. По пути успеваю заметить кучу колоритнейших плакатов, памятников, указателей. Однако, светового времени у нас не так много - поэтому решаем ехать до начала осевой улицы старого города (Кирова). Там и выйдем. Впереди виднеется Интинская ТЭЦ.
16. Сразу за ТЭЦ выходим, где Индустриальная улица переходит в Кирова. Тут как раз и начинается "старый город".
Хотя, слово "старый" тут весьма условно. Дело в том, что Инта - в чистом виде продукт Печорской магистрали, и была основана вместе с ней, в 1942-м. Как раз в это время здесь стали осваивать крупное угольное месторождение. Это оказалось очень вовремя - сразу после прорыва блокады, с начала 1943-го, отсюда в осаждённый Ленинград пошли угольные эшелоны для отопления города. Ветку в Инту и шахтную инфраструктуру сперва строили гулаговскими силами (Интинский и Минеральный ИТЛ), затем вольнонаёмными.
Росла она как классический шахтёрский посёлок, и через год после смерти Сталина, перевалив за 15 тыс. населения (1954), стала городом. К 1959 году здесь проживало около 45 тыс. чел., пик был достигнут в 1990-м - 60 тыс. Затем пошла резкая депопуляция - в связи с закрытием шахт. За 14 лет после распада СССР было закрыто 5 из 6 существующих угольных шахт, но одна крупная всё-таки выжила. К сему моменту в Инте живёт 28 тыс. чел. - более чем вдвое меньше, чем 25 лет назад.
17. Так вот, мы сейчас как раз и идём по главной оси "сталинской" Инты-посёлка (потом, когда она стала городом, то сместилась дальше от ТЭЦ). Улица Кирова застроена деревянными бревенчатыми домами.
18. Взгляд назад, на дымящую ТЭЦ.
19. Видимо, бывшее ДК, а теперь "Дворец науки и техники".
20. Идём дальше. Тут базируется интинская полиция.
21. Скайлайн с ТЭЦ и деревянной застройкой.
22. Деревянная застройка тут выглядит весьма капитально. Что-то есть от стиля русских острогов даже.
23. Перспектива ул. Кирова.
24. Есть и нестандартные варианты оформления :)
25. Меж домов - советские клумбы-памятники.
26. Зайдём и во двор.
27. Транспорт тут немалой долею весьма брутальный.
28. Инта - "золотое сердце Коми".
29. Напротив - интересный каменный дом. Перед ним - памятник Кирову, да не просто памятник, а авторства Томского.
30. Центральная часть его.
31. Завернули мы и вбок по улице, прошли до пожарной каланчи. Правда, там нас обрызгала вахтовка, проезжавшая на полной скорости, так что пришлось возвращаться обратно и отчищаться :)
32. Возвращаемся на ул. Кирова. Вон, впервые впереди показалась и та самая легендарная Башня, ради которой мы и завернули, собственно, сюда. Но её мы будем смотреть в следующей серии.
33. Что интересно - Инта хоть и немного южней Воркуты, всего на 1 градус, но климат и растительность тут совсем иные. Более человеческие, если можно так сказать. Уже есть полноразмерные берёзы, и вообще, по окрестностям лес, а не тундра.
34. Предприятие "Дезинфекция".
35. Идём по снежной тропе-тротуару дальше к центру. К Башне, как мы выяснили, надо было или сворачивать раньше, или теперь уж идти через площадь и затем чуть назад. Что мы и делаем.
В следующей части - Башня и центр города.
(предыдущая часть - XXXIII)
Содержание цикла "Большая Европа по диагонали"
Journal information