Интересующимся темой читать обязательно:
http://lenta.ru/articles/2016/01/13/pla/
Старая система управления НОАК
Система органов управления китайскими вооруженными силами уникальна: хотя отдельные структуры имеют наименования, напоминающие советские, их реальные функции кардинально отличаются от советских, а тем более западных аналогов.
Прежде всего, председатель КНР, в отличие от президентов других стран, не является командующим национальными вооруженными силами. Обязанности верховного главнокомандующего возлагаются на председателя Центрального военного совета (ЦВС) КНР, совпадающего по своему составу с Центральным военным советом компартии Китая. Как правило, высший китайский руководитель совмещает оба поста (а также высший партийный пост генерального секретаря ЦК КПК), но возможны исключения. Бывший китайский лидер Цзян Цзэминь, например, покинув посты генсека ЦК КПК и председателя КНР в конце 2002-го и начале 2003 года, еще на два года задержался во главе ЦВС. Это позволяло ему сохранять немалую долю своего влияния.
Министерство обороны — сугубо второстепенный элемент китайской военной машины. Не руководит военным строительством, не осуществляет закупки, не ведает финансами и кадрами и не имеет никаких полномочий по управлению войсками. У министерства две основных функции: представлять китайскую армию при общении с международными партнерами (министр обороны — главный китайский военный дипломат) и осуществлять координацию между военными и гражданскими властями.
ЦВС полностью контролирует управление Народно-освободительной армией Китая и войсками Народной вооруженной полиции Китая (аналог наших внутренних войск), которые в то же время могут передаваться в оперативное подчинение министерству общественной безопасности.
Под прямым контролем ЦВС в старой системе находились четыре так называемых «главных управления»: генштаб, главное политическое управление, главное управление тыла и главное управление вооружений и военной техники. Первые три были созданы еще в китайской Красной армии в 1930 году. Последнее было образовано в ходе реформы системы управления китайским ВПК в 1998 году.
Генштаб и главное политуправление были особо важными, гораздо важнее их советских аналогов.
Например, в состав ГШ НОАК входило Центральное управление охраны — примерный аналог российского ФСО, но с расширенными полномочиями в части оперативной работы, обладающее собственным Центральным полком охраны, некоторым подобием Кремлевского полка.
Наряду с традиционным Вторым управлением (разведка), ГШ располагал гигантским Третьим управлением (радиотехническая и киберразведка) и Четвертым (РЭБ и проведение подрывных операций в компьютерных сетях). Именно с Третьим управлением, по размаху работы сравнимым с американским АНБ, связаны многие из обвинений США в адрес Китая в кибершпионаже.
Главное политуправление было еще более своеобразной структурой. Помимо идейно-воспитательной работы и военных СМИ, оно контролировало армейские суды, прокуратуру, и, что особенно важно, службу безопасности (контрразведку). Служба безопасности Главного политуправления — малоизвестная, но крайне влиятельная армейская спецслужба с полномочиями, далеко выходящими за рамки армии. Ей также подчинялась система армейских спецтюрем.
Наконец, Главное управление контролировало армейскую кадровую службу. Что еще интереснее, Главное политуправление имело и собственную службу политической разведки, известную как Управление внешних связей (УВС). УВС специализируется на операциях влияния и скрытой пропаганде за рубежом, а также на сборе политической информации. Ее основное поле деятельности — сопредельные с Китаем страны и Тайвань.
[...]
В прямом подчинении ЦВС были войска «Второй артиллерии» (официальное наменование соединения, известного за пределами КНР как 2-й артиллерийский корпус НОАК, в котором сосредоточены стратегические ядерные силы — прим. «Ленты.ру»), а также Китайская Академия инженерной физики — расположенный в провинции Сычуань разработчик и производитель ядерного оружия.
Общепризнанными недостатками системы считались трудности в организации взаимодействия между главными управлениями, видами ВС и родами войск, во многом обусловленные характером Главных управлений — огромных, укоренившихся бюрократий, обросших традициями, славной историей и сопротивляющихся переменам. Несмотря на все усилия, не удавалось преодолеть преимущественно сухопутный характер НОАК и ее органов управления. Китай между тем, в силу географического положения и военно-политической ситуации в Азии, просто не имеет серьезных сухопутных потенциальных противников, оправдывавших существование НОАК в нынешнем виде.
Вместо Генштаба
Из описанной системы сохраняется только ЦВС. Но из структуры, осуществляющей общее политическое руководство военной сферой, он превращается в нервный центр, на который завязаны 15 структур прямого подчинения.
В первую очередь это семь структур, имеющих статус управлений ЦВС. Объединенный штаб приходит на место ГШ НОАК и осуществляет оперативное управление всеми видами ВС. Второй артиллерийский корпус преобразуется в новый вид ВС — ракетные войска. Командования видов ВС теперь подчиняются не ЦВС, а объединенному штабу. Политическое управление ЦВС, насколько можно судить, ограничится лишь идеологией и пропагандой. Управление тылового обеспечение примет часть функций ГлавТыла, вероятно, за исключением некоторых финансовых. Управление разработки вооружений и военной техники унаследует большинство функций прежнего Главного управления вооружений и военной техники. Кроме того, создаются управление боевой подготовки и мобилизационное управление. Статусом отдельного управления обладает канцелярия ЦВС.
Военное правосудие и безопасность изымаются из-под контроля политработников. Военная комиссия по проверке дисциплины (отдельный антикоррупционный орган) и военная политико-правовая комиссия (контролирует суды, прокуратуру и, видимо, службу безопасности) переходят в прямое подчинение ЦВС. Также под ЦВС — комиссия по науке и технологиям — вероятно, еще один осколок Главного управления вооружений и военной техники.
[...]
Полностью тут, автор Василий Кашин
Journal information