В этот раз очередной "новый шёлковый" родился не в Грузии, а на Украине, в окрестностях Одессы - где сейчас губернаторствует бывший тбилисский деятель, а ныне лишённый грузинского гражданства "новый украинец" Мишико Саакашвили. И начинается он в городе Ильичёвске Одесской области, который вскоре станет Черноморском (это не хохма из классики, а всерьёз - по закону о "декоммунизации").
В этот раз из Ильичёвска в Китай через два моря, Грузию, Азербайджан и Казахстан пойдут не реальные вагоны к реальным грузополучателям, а просто пустые контейнера на платформах. Как "эксперимент" с определением сроков.
Однако, от тбилисского громкого медийного пука образца декабря 2015-го у украинского "Шелкового пути" есть серьёзное отличие. Если первый делался больше хохмы ради - раздуть несуществующую "альтернативу", и медийно нагадить северным соседям в их транзитную тарелку, то второй Шёлковый - не от хорошей жизни, а из-за серьёзной необходимости. Дело в том, что с 1 января 2016 г. юридически прекратилось действие т.н. ЗСТ (Зоны свободной торговли), в связи с экономической ассоциацией ЕС - Украина и украинский сухопутный транзит на Восток практически полностью провалился. Юго-западным славянам изящно нагадил... некий Путин своим указом:
...Теперь контейнеры с товарами должны оснащать системами идентификации (пломбами), в частности, на основе спутниковой системы ГЛОНАСС. В тексте указа отмечается, что международные транзитные перевозки по автотрассам и железным дорогам из Украины в Казахстан через РФ "осуществляются только с территории Белоруссия при условии применения к грузовым помещениям (отсекам) транспортных средств <...>, в которых находятся или могут находиться товары, пломб".
Пломбы будут устанавливать и снимать при въезде и выезде на территорию России. Водители обязаны будут получить учетные талоны. В случае нарушения водителями порядка наложения или снятия пломб учетные талоны признаются недействительными.
(отседова)
Проблема тут для украинцев ещё и в том, что транзит не просто введён в новые регламентирующие рамки, но и очень сильно поднялся для них в цене. Вот тут есть некоторые прикидки затрат:
23.000 рублей — это для тех, кто не ориентируется, при курсе 75 руб/доллар — 306 долларов. Фура приезжает на границу, и пока водила не повесит на контейнер пломбу за 300 баксов, он никуда не поедет. Водитель может плакать, кричать, убиваться — таможенника этим не проймешь, он устойчив ко всем способам психического воздействия. Два контейнера — две пломбы (300х2=600$). Ну а цистерна — это как минимум 2 пломбы: люк сверху и горловина снизу. А есть автоцистерны, состоящие из нескольких изолированных отсеков, каждый имеет свою верхнюю и свою нижнюю горловину. Умножаем 2 пломбы (600$) на количество отсеков.
Железнодорожный транспорт. Грузовой вагон в лучшем случае имеет 1 дверь (1 пломба). ж/д цистерна — 2 пломбы (верхний люк и нижняя горловина). А есть еще хопперы — вагоны для перевозки сыпучих грузов (зерна, цемента) — это вообще просто песня: 4 люка сверху и 3 снизу (2.100$ на пломбировку ОДНОГО ВАГОНА!).
Уточняем, что пломба — изделие одноразовое, повторному использованию не подлежит, и вариант «взять пломбу в аренду» неосуществим по определению. Снять пломбу можно лишь разрушив ее (порвать трос или разбить корпус).
Поэтому, волей-неволей Украине теперь приходится искать новые способы транзита.
Один из способов - попытаться реанимировать старый труп ТРАСЕКА и пристегнуть - для вящей медийной громкости - нового модного зомби под лейблом "Шелковый путь".
Понятно, что сроки доставки будут в реальности зашкаливать, а затраты (2 паромных переправы, 3 перегруза, 4 разных таможенных режима - Грузия, Азербайджан, ЕАС, Китай) как бы не превышать те, что под российской пломбой по суше. Но это уже совсем другой вопрос.
* * *
Кстати, наши СМИ тоже охотно тиражируют всю эту транспортную хуергу, как и в случае с тбилисским "транзитом" декабря. Вот, например, Лента.ру:
[...] Министр экономического развития и торговли Украины Айварас Абромавичус во время церемонии открытия заявил, что «это вынужденный шаг для увеличения независимости поставок наших товаров от России». (обратите, кстати, внимание, что экономразвитием Украины теперь рулит... привлечённый литовец - periskop)
[...] Как считают на Украине, путь из Китая в Европу через украинский порт Ильичевск может занять «максимум 9 дней» вместо «30 дней через Россию».
Хорошо ещё, что Лента заключила мнение украинцев в кавычки, ради осторожности :)
В реальности же 9 дней являются фантазией на вольную тему, равно как и "30 дней через Россию".
Вот действующий сейчас график, рассчитанный на 14-15 дней в сумме, т.е. ровно вдвое быстрее, чем "мнение безымянных украинцев". Это через Забайкальск, а через Казахстан на сутки быстрее:
Кроме того, журналюги ещё и, драматизьму ради, высасывают из пальца всякие несуществующие "оправдания Казахстана". Хотя за что ему оправдываться? За 20 пустых платформ в январе или за 20 "экспериментальных" контейнеров в декабре? При том, что китайско-европейский транзит через Казахстан по таможенным правилам ЕАС ежедневен и постоянен, список полноразмерных контейнерных поездов я приводил в декабрьском посте.
Ну и для полного раскрытия темы "Новый №2 Шелковый путь", немного фоточек с Думской.нет.
3. Медийное сопровождение отправки 20 пустых платформ из Ильичёвска, будущего Черноморска:
4. Красивые ракурсы: вагоны загоняются в чрево парома.
5. "...Ослепительные перспективы развернулись перед васюкинскими любителями. Пределы комнаты расширились. Гнилые стены коннозаводского гнезда рухнули, и вместо них в голубое небо ушел стеклянный тридцатитрехэтажный дворец шахматной мысли. В каждом его зале, в каждой комнате и даже в проносящихся пулей лифтах сидели вдумчивые люди и играли в шахматы на инкрустированных малахитом досках...
Мраморные лестницы ниспадали в синюю Волгу. На реке стояли океанские пароходы. По фуникулерам подымались в город мордатые иностранцы, шахматные леди, австралийские поклонники индийской защиты, индусы в белых тюрбанах, приверженцы испанской партии, немцы, французы, новозеландцы, жители бассейна реки Амазонки и завидующие васюкинцам - москвичи, ленинградцы, киевляне, сибиряки и одесситы."
6. Поехали-и-и! :)
PS. И кстати. О завершении пути грузов и вагонов из Китая после помпезной тбилисской церемонии декабря 2015-го не написал никто. Вообще никто - как будто испарились сии вагоны бесследно. Куда они были переправлены после Тбилиси, чем именно, кто их конкретно получил и через какие ж/д линии - загадка и полная неизвестность. Такие дела :)
Journal information