Встреча разных цивилизаций под сенью товарища Фиделя Кастро.
В предыдущий раз Папа и предстоятель Русской Церкви встречались в 1438 году (578 лет назад) - когда митрополит Исидор Киевский прибыл на Флорентийский собор. Тогда его даже возвели в сан кардинала, с присвоением звания легата для провинций Литвы, Ливонии, Всея Руси и Польши. Однако с ним не срослось - подписал бумажки об Унии, и по возвращении в Москву, весной 1441 года, после поминания Папы Римского в Успенском соборе на архиерейской службе был взят под стражу, как вероотступник и заключён в Чудов монастырь. Потом бежал на Запад и уже никогда не вернулся обратно. Москва не признала флорентийскую унию. А с 1461 года митрополиты из "Киевских и всея Руси" официально стали титуловаться "Московскими и всея Руси".
Хотя... Исидор, строго говоря, не считается - он был митрополитом, а патриаршая кафедра на Руси была учреждена в 1589-м.
Так что, получается, первая встреча в истории за все 427 лет с начала основания кафедры.
Интересно, что сподвигло их так внезапно встретиться.
Беспрецедентное преследование и уничтожение восточных христиан в войне в Сирии и Ираке - развязанное после того, как Запад обрушил стабильность в этом регионе, в результате "арабской весны"? Или что-то иное?
PS. Агрессивная доктрина Кароля Войтылы (Иоанна Павла II) с вытеснением другой конфессии по факту уничтожена.
Из заявления по итогам встречи:
24. Православные и католики объединены не только общим Преданием Церкви первого тысячелетия, но и миссией проповеди Евангелия Христова в современном мире. Эта миссия предполагает взаимное уважение членов христианских общин, исключает любые формы прозелитизма.
Униатам теперь тоже придётся не очень сладко объяснять, как такое произошло:
25. Надеемся, что наша встреча внесет вклад в примирение там, где существуют трения между греко-католиками и православными. Сегодня очевидно, что метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства. В то же время, церковные общины, которые появились в результате исторических обстоятельств, имеют право существовать и предпринимать все необходимое для удовлетворения духовных нужд своих верных, стремясь к миру с соседями. Православные и греко-католики нуждаются в примирении и нахождении взаимоприемлемых форм сосуществования.
Да и вообще, заявление по тону крайне необычное и удивительное:
5. Несмотря на общее Предание первых десяти веков, католики и православные на протяжении почти тысячи лет лишены общения в Евхаристии. Мы разделены ранами, нанесенными в конфликтах далекого и недавнего прошлого, разделены и унаследованными от наших предшественников различиями в понимании и изъяснении нашей веры в Бога, единого в Трех Лицах — Отца, Сына и Духа Святого. Мы скорбим об утрате единства, ставшей следствием человеческой слабости и греховности, произошедшей вопреки Первосвященнической молитве Христа Спасителя: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21).
В удивительное время мы живем!
PPS. Лента.ру прокололась, со своими "Тысячу лет не виделись".
"Тысяча лет" относится к Великому Расколу (1054 год) - взаимное анафематствование патриарха Керуллария и легата Гумберта (а затем и папы). После этого события прошло 962 года, ещё не тысяча. Но это патриарх Константинопольский - а именно он уже встречался ранее с Папой, и неоднократно. И в поздневизантийские времена - на Флорентийском соборе 1439 года (патриарх Иосиф II), и в современности, когда патриархом является стамбульский фанариот. Да и значение он имеет далеко не такое, как Патриарх Всея Руси, глава крупнейшей православной Церкви в мире - хотя русский патриарх по историческому титулованию только пятый, после Вселенского (Константинопольского), Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского. Византии давно уж нет, и стамбульский обитатель имеет громкий номинальный титул, но небольшое влияние.
Вот к чему приводит тяга к дешёвой сенсации и громкому заголовку.
Journal information