В столице Германии, если смотреть от Бранденбургских ворот на запад, есть приметная точка. Идёт от Ворот широченная улица, прорезая парк Тиргартен и её венчает высокая и довольно толстая колонна с массивным основанием и золотой скульптурой наверху.
А если подойти к ней ближе, то улица у подножия колонны окажется пятилучевой площадью, и можно даже увидеть, что наверх поднимаются люди.
Скульптура наверху колонны зовется на местном берлинском слэнге «Золотая Эльза» (по преданию, скульпотору Драке позировала в качестве модели его дочь Эльза).
Как это ни парадоксально, но Колонна на этом месте является одним из самых ярких свидетельств истории Третьего Рейха в Берлине. Истории очень драматичной, и изобилующей неожиданными поворотами.
Давайте заберемся на неё и всё посмотрим.
Колонну эту соорудили еще в XIX веке во времена Бисмарка, в честь побед молодого Второго Рейха над Австрией, Данией и Францией.
Однака поначалу она стояла перед зданием Рейхстага, не там, чем сейчас.
Фото 1900 года.
Однако, когда Гитлер стал рейхсканцлером, то через некоторое время появились грандиозные архитектурные планы по переустройству столицы Рейха и превращения её в столицу мира Германиа. Одним из пунктом плана стало создание транспортных и планировочных осей Восток-Запад и Север-Юг.
Со второй осью не успели – помешала война, и вопрос отпал сам собой, а вот со первой получилось удачнее. Избранный Гитлером на роль главного архитектора столицы молодой Альберт Шпеер стал энергично реализовывать эти планы.
Он предложил перенести Колонну от здания рейхстага на Запад и создать огромную площадь Гроссе Штерн с 200-метровой ширины проспектами, уходящими от неё, один из которых (Шарлоттенбургер шоссе) должен стать резервной взлетной полосой на случай чрезвычайных обстоятельств. Длина этого отрезка предусматривалась около 1,7 км, что считалось вполне достаточным для этой цели.
Кто мог знать тогда, что именно это и случится всего лишь через семь лет!
В 1938 году Колонну аккуратно разобрали и перенесли на новое место. И пробили широкие улицы, пять лучей. Проспект, уходящий от Колонны к Бранденбургским воротам, стал главным местом для парадов войск вермахта.
По иронии судьбы, он прослужил в этом парадном качестве всего один раз, 20 апреля 1939 года, когда фюреру стукнул полтинник. Потом – началась война.
20.04.1939, Вид с верха колонны. Вдали в центре – Ворота, а левей – Рейхстаг.
* * *
А теперь давайте немного отвлечемся от Истории, подойдем к Колонне и залезем наверх.
Общий вид Колонны Победы, высота её – 48 метров.
Высота Золотой Эльзы наверху – ещё 8 метров, вес – 35 тонн.
У подножия памятника есть вход внутрь и наверх, куда мы сейчас и пойдем.
Барельефы на темы франко-прусской войны 1870-71 гг.
Поднимаемся на нижнюю обзорную колоннаду.
Перспектива на запад, в сторону Цоо и Кудамм.
Вокруг тела Колонны – цветные мозаики, тоже на темы франко-прусской войны, а также более ранних войн Пруссии против Австрии и Дании.
Вот кайзер Вильгельм I зовет доблестные прусские войска вперед. А кто-то из войска ему протягивает и шлем кайзера. Обратите внимание на стандартную солдатскую каску – она уже тогда имела привычную для немцев форму, которую сейчас все знают.
Но давайте войдем в узкую дверь и пойдем на 48 метров вверх.
Лестница винтовая, крутая, с очень небольшими радиусами поворота.
Внутри было идти нестрашно, но когда я выхожу на верхнюю площадку, мне не очень комфортно, отчасти от полностью «прозрачного» ограждения. Когда к нему подходишь вплотную, то становится не по себе.
Но надо бы поснимать, и приходится терпеть.
Вот вид на запад.
Вид на север. Русло Шпрее не видно из-за густых деревьев Тиргартена.
Внизу – памятник канцлеру Бисмарку, тоже шпееровских архитектурных рук дело.
Ну и, наконец, главный вид с Колонны – на восток, по направлению к Бранденбургским воротам.
Вот она и есть, та самая взлетная полоса – последний аэродром столицы Рейха. Красные стрелки показывают направление посадки самолетов на неё в 1945 г. Вдали – центр Берлина.
Когда Берлину в апреле 1945 г. приходил конец, и сжималось кольцо окружения, то около 8-10 дней Шарлоттенбургер шоссе служило аэродромом снабжения. Сюда садились транспортники Ju-52 и связные «Шторхи». А на верхней площадке Колонны (откуда я и снимаю) находилось радиооборудовние для посадки и наведения самолетов.
Что интересно, Колонна всю войну простояла целой, никто ее не бомбил и не обстреливал, даже в конце, когда было понятно, что она выполняет функции аэродромной вышки. Так она и осталась абсолютно целой к 1 мая 1945 года.
Теперь снимок с зумом.
Смотрите, цифрами я пометил ориентиры: 1 – Рейхстаг, 2 – Ворота, 3 – место бункера Гитлера, о котором я рассказал в первом очерке. Как видите, все было расположено сравнительно недалеко. Конечно же, такой растительности, как сейчас, на шоссе не было, все было вырублено метров на 70 от каждой стороны - на снимке ниже вы это ещё увидите.
Когда же с этой «полосы» взлетел самый последний самолет?
Этот момент зафиксирован довольно точно, и упомянут в нескольких мемуарах: фон Белова, Кейтеля и других. Все они есть на Милитере.
Случилось это 28 апреля 1945 года, всего лишь за двое суток до самоубийства фюрера, и за двое с половиной – до падения гарнизона Берлина.
Спортивный самолет «Арадо-60» с будущим главкомом люфтваффе (после смещения Геринга) фон Граймом в качестве пассажира пилотировала лучшая летчица Германии – Ханна Райч.
Ей тогда было 33 года, и к этому моменту она успела испытать много типов боевых самолетов, а также первые в мире образцы реактивной техники (например, систему пилотируемых самолетов-снарядов «Фау-1е») и моделирование возможности их перехвата.
Кроме того, она была одной из двух женщин Германии, имевшей Железный Крест I класса.
А вот её же фото, но сразу после войны. Она летала потом и в ФРГ, и успела установить несколько мировых авиационных рекордов в 50-х годах.
Но вернемся к последнему полёту в ставку Гитлера.
Слово адьютанту фон Белову:
...Советские войска заняли три четверти Берлина, но Гитлер еще на что-то надеется... Он находится в двухэтажном бункере на глубине 8 метров под двором имперской канцелярии, с тревогой ожидая вестей. К вечеру, однако, становится ясно, что 9-я и 12-я армии не способны освободить столицу.
[...]
...Вечером (26-го - periskop) в бункер прибыла одна из лучших летчиц Германии Ханна Райч, фанатично преданная Гитлеру. По рассказу летчицы, фюрер пригласил ее к себе и тихо сказал:
Но 27 апреля Гитлер решил, что Грайм должен как можно скорее покинуть Берлин. С большим трудом удалось подготовить самолет Грайма к вылету. Он и его пилот Ханна Райч чудом выбрались из этого кавардака и отправились сначала в Рехлин, что само по себе было незаурядным летным подвигом.
«Около полуночи ко мне в Доббин прибыл фельдмаршал фон Грайм, новый командующий военно-воздушными силами, у него была перевязана голень. 28 апреля он удачно вылетел из Берлина со своим шеф-пилотом Ханной Райч и приземлился в Рехлине».
(Вильгельм Кейтель)
Тут надо добавить, что Роберта фон Грайма при полете «туда» (в Ставку, по вызову Гитлера) подстрелила в ногу советская зенитная артиллерия, так что прилетел представляться фюреру он уже раненым. Ханна осталась целой. Обратно (28.4) они улетели на север, в Рехлин, на этом же юрком «Арадо».
Ещё одно документальное фото, сделанное 3 мая 1945 года.
Гарнизон уже капитулировал, но похоронные и трофейные команды советских частей еще не прошли в этом районе. Обратите внимание, как выглядят деревья в начале мая (!), и как вырублены деревья по краям шоссе, с выравниванием тротуаров. Вдали – она, Колонна с «Золотой Эльзой». Совершенно целая.
Берлин, музей Карлсхорст.
И, наконец, подобный ракурс с примерно того же места (только горизонтальный), но сентября 2006 года.
Вот такая драматичная история у этой Колонны.
Немало она повидала.
Спасибо за внимание.
Берлин:
1. Общие впечатления и штрихи
2. Городской транспорт
3. Ангальтский вокзал
4. Потсдамер Плац
5. Рейхсканцелярия и бункер Гитлера
6. Книжный магазин на Фридрихштрассе
7. Министерская улица Вильгельмштрассе
8. Новый главный вокзал
9. Трептов-парк
Зарисовки: Вокзал-узел Фридрихштрассе, Торговец советской атрибутикой, Вечерние Бранденбургские ворота, Потсдамская солянка, Уличные музыканты в Потсдаме, Мост шпионов, Абстракции на S-Bahn, Литые вывески Потсдама
Journal information