Сейчас - о том, кто в мире больше всего возит грузов по железной дороге.
Показатели делятся на две больших группы: погрузка (миллионы тонн) и грузооборот (миллиарды тонно-км). Первое - это физический объём (перевезённых на любое расстояние) грузов. Второе - перевозка грузов с учётом расстояния. С него и начнём.
Топ-20. Грузооборот ж/д транспорта, млрд. тонно-км
Как видите, среди всех резко выделяется группа лидеров-"триллионников".
Это всего 3 страны: Китай, Штаты и Россия.
Они большие по размеру и протяженности линий, поэтому и грузооборот велик.
(исторически, абсолютным рекордсменом по этому показателю был СССР с его 3717 млрд. т-км в 1990)
Далее Индия, с большим отставанием.
Затем Канада, Бразилия.
Евросоюз (весь!) - в 10 раз меньше России, т.е. там незначительная доля по ж/д и расстояния малы.
Затем страны экс-СССР, а на 10 месте ЮАР, которая возит преимущественно рудные моногрузы.
Там же и Австралия, с 60 млрд. - это тоже моногрузы по специализированным линиям. Те самые хвалёные гигасоставы на много километров - которые, как видите, перевозят относительно немного.
Вторая таблица - погрузка, т.е. грузы, физически погруженные на вагоны - при этом неважно, повезут ли груз на 80 км или на 3000 км.
Топ-25. Погрузка на ж/д транспорте, млн. тонн
Здесь с большим отрывом Китай.
Потом Штаты, а Россия втрое меньше Поднебесной - т.к. средние расстояния перевозок у нас много больше.
На 5, 7 и 11 местах страны экс-СССР, где исторически возят по ж/д много, несмотря на вытеснение фурами.
Например, в 10-миллионной Белоруссии погрузка больше, чем 38-миллионной Польше или 57-миллионной Британии (это, кстати, ещё и к распространённому мифу, что "автоперевозки у нас вытеснили ж/д транспорт"). Реально, в странах экс-СССР, кроме Прибалтики, на фуры ушли в основном только строительные грузы и небольшие отправки, а вот генгруз так и остался на ж/д. Доля в пользу авто сдвинулась, конечно, но тотального вытесенения не произошло.
Journal information