Там речь про уничтожение оставшихся 114-х на исходе СССР и в постсоветской России.
Два самолёта сожгли во время Смуты - в Тюмени и Великом Новгороде (оба в 1990).
Ещё два уничтожили в 2006-м: один (памятник на въезде) очень нагло, цинично и публично в Домодедово Ист-Лайном. Многие помнят этот варварский злодейский акт. Второй случай менее известен, но случился тоже в 2006-м и втихую - на Внуковском авиаремонтном заводе.
Теперь в мире осталось только три "императора": в Монино, Ульяновске и на Украине в Кривом Роге.
Давайте посмотрим и те, и другие.
На первом фото - "новгородский" Ту-114, который будет сожжён в 1990-м:
Для меня конечно, удивительно, как он вообще оказался в Новгороде, куда не летал никогда.
2. Вот домодедовский памятник при открытии, кажется 1977.
3. Он же, за год до уничтожения (2005). Стоит на постаменте, в нормальном состоянии. №76464
4. А это 2006: коммерц-акулы из Ист-Лайн расчищают место для будущей парковки машин.
5. Второй из уничтоженных Ту-114, №76470, стоит во Внуковском АРЗ (начало 2000-х).
6. Кранты "императору". Но этого уничтожали не нагло и публично, а тихо.
7. Он же, но в 1965-м (№76470). На стоянке в авиасалоне Ле-Бурже близ Парижа. Главный экспонат авиашоу того года.
8. Новгородский Ту-114 №76459, 1990 г.
Уничтожался так:
[...] В 1979-1980 годах этот самолет совершил свой последний полет в Новгород, где совершил уникальную посадку на ВПП аэродрома Юрьево длиною 1320 метров. В Новгороде ходили городские легенды, что столь рискованную посадку на Ту-114 совершил легендарный летчик-испытатель Марк Лазаревич Галлай, что не является истиной, так как он был отстранён от летной работы еще в конце 50х годов.
Ту-114 был поставлен, как памятник на площадке перед аэропортом. Внутри огромного фюзеляжа базировался Клуб Юных Техников. По воспоминаниям очевидцев у самолета по ночам в конце 80х годов одно время любила собираться молодежь на мотоциклах. Уже тогда в самолет постоянно проникали дети с целью посидеть в кабине. Кабина пилотов лишилась многих приборов на сувениры, но самолет выполнял свою роль, популяризировал гражданскую авиацию среди молодежи, украшая при этом город Новгород. Любопытном фактом является, что самолет был в старой ливрее.
Весной 1990 году самолет был сожжен неизвестными подростками. Фюзеляж Ту-114 под действием огня был разрушен на две части. Летом 1990 года разрушенный самолет убрали с глаз долой, утилизировав на лом. На этом грустная история бывшего флагмана Аэрофлота заканчивается...
(отседова)
Про тюменский самолёт не нашёл ничего, но он был уничтожен в тот же год. Этот лайнер, СССР-76486, в 1964 году возил советскую олимпийскую сборную на XVIII летние Олимпийские игры в Токио.
* * *
Осталось на сейчас три Ту-114. СССР-76490 стоит в музее авиации в Ульяновске, 76485 – в Криворожском АТУ. Внутренняя компоновка пассажирских салонов там не сохранилась.
9. Ту-114 в Кривом Роге.
10. Ту-114 в Ульяновске.
Лучше всех сохранился самый первый построенный самолет (СССР-Л5611) - "хрущевский", на котором тот летал в Америку в 1959-м и который прилетал туда же летом 59-го с Туполевым. Он стоит в Монино, и я был там и внутри, правда очень давно.
11. Ту-114 в Монино.
12. Он же, в САСШ. Июль 1959 г., Нью-Йорк.
По теме:
Император воздушного океана (из архива "Лайф")
Journal information