Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Category:
  • Mood:
  • Music:

Станция Тойяла. Ж-д музей в паровозном депо

Есть на магистральной линии Хельсинки - Оулу небольшая станция Тойяла (немного южней Тампере), откуда ответвляется на юго-запад ветка Тампере - Турку. Так вот, на этой станции есть выведенное из эксплуатации депо с поворотным кругом, в котором сейчас находится небольшой, но душевный ж/д музей. Вообще-то, штатно этот музей работает только в летний сезон - и тем не менее, на прошлой неделе нам удалось его отсмотреть, за что спасибо финским коллегам-организаторам поездки.

Давайте посмотрим, что там есть интересного. А его там немало: довольно много экзотики и пара полноразмерных магистральных паровозов. В каждом из стойл что-то есть. Вот, например, финский тепловоз 1950-х, очень похожий по стилю исполнения на "американца" той же эпохи:



2. Чтобы попасть сюда, надо съехать с магистральной дороги E12 по указателю на Akaa, и примерно 1 км продвигаться влево. Перед виадуком через станционные пути сьехать направо и вниз. Вокзал будет на другой стороне, а с этой стороны - краснокирпичное депо и как ориентир - старый вагон близ него. Вот туда-то нам и надо.


Для представления расположения этой станции - карта (скан из Атласа Российской империи 1917 г.) - стрелочкой помечена нужная нам Тойяла. Она тогда была весьма значимым узлом, в географии путей сообщения Великого Княжества Финляндского.


3. Теперь пойдём смотреть. Первая точка осмотра - вагон 1952 г. Финны тогда ещё строили деревянные, по старой технологии, СССР в это время уже перешёл на строительство ЦМВ. Надо отметить, что у Финляндии тогда было развитое собственное производство как вагонов, так и локомотивов.


4. Вагон изнутри. Сидячий.


5. В вагоне музейщики выставили ретро-вещи той эпохи - чемоданы, книги, другие артефакты. Можно и их рассматривать.


6. Теперь идём в помещение бывшего депо. Поворотный круг сохранён и рабочий: если надо будет выгнать из стойл музейную технику и развернуть её, это вполне можно сделать. Кроме того, один из паровозов - рабочий на ходу, и ещё один - в процессе восстановления.


7. Депо на 8 паровозных стойл. В каждом из них что-то размещено, а одно из них занято под восстановительную мастерскую.


8. Начнём смотреть внутри. Самое левое стойло занято под пригородный вагон 1960-х. Это уже ЦМВ.


9. Тепловоз Dv11 1958 года, производства Тампере (Tampella). Был маневровым, но иногда использовался и для коротких составов. Проработал до 1986 г.


10. Станционный колокол у входа.


11. Так выглядит размещение техники в стойлах. Места мало и всё очень компактно. Из-за этого фотографирование оказалось нетривиальной задачей: расстояние от передней части магистральных паровозов (они самые длинные) до ворот всего полтора-два метра. Нужен какой-то свехширик, которого у меня не было.


12. Оборудование с ручками, смысл которого остался мне непонятен.


13. Между стойлами оборудованы и витрины с небольшими артефактами. Вот, скажем, герб СССР с вагона МПС (1978).


14. А это электровоз - подарок от новочеркасских локомотивостроителей (1971), а за ним - чугунная собачка, сваренная из неиспользованных деталей :)


15. Локомотив для промышленных линий (аналог нашего ТГМ). Обратите внимание на нестандартную сцепку. Левее, частично в кадр влезла ручная путейская дрезина. Та самая, что парой рабочих рук двигалась рычагом. Туда-сюда, туда-сюда - она и едет.


16. Сверхкомпактный тягач для выведения из стойл ремонтируемых локомотивов. Такой мог зайти, вытащить паровоз и вписаться с ним в поворотный круг по габаритам, а далее оттащить его куда надо. Германия, 1951, предельная скорость 20 км/ч.


17. Там ещё стояла швейцарская рихтовочная машина, тоже 1950-х, но она у меня не получилась. Так что пойдём дальше. Видите, как тут всё брутально и просто. Честное депо с сохранённой рабочей атмосферой :)


18. Отличный имперский артефакт, заботливо сохранённый для нас, потомковъ :)


19. А вот это вообще экзотика. Дизельный тягач для перевозки снарядов, патронов и мин, использовался на военно-морской базе в Турку с 1944 по 1989-го. Он вообще не их экспонат, а Военного Музея, но стоит пока тут. 1944-й, собран в оккупированной Дании для финнов, морем привезён сюда и работал 45 лет подряд.


20. Специальная подвеска для тележек.


21. Тепловоз оборудован противоискровой защитой и имел плавный, мягкий ход, исключающий толчки. Ведь возил на базе самые опасные грузы. На фото - задние стёкла для наблюдения машиниста за состоянием груза.


22. Дальше стоит полноразмерный магистральный паровоз Tv1 (1938). Собирали его в Тампере, и собственно, это поколение водило грузовые составы по Финляндии преимущественно до войны и примерно до середины 1950-х. Скорость - до 60 км/ч.


23. Сфотографировать спереди никакой возможности: вот я упёрся спиной к воротам, но паровоз еле влезает в стойло.


24. Разве что вот так снять...


25. Паровоз, к моему удивлению, был штатно ориентирован на дрова, а не на уголь. Видимо, поэтому такая небольшая предельная скорость. Когда я предположил, что он угольный, но в тендере дрова для красоты - музейщики опровергли :)


26. Дальше идёт мастерская. Тут вообще всё по-рабочему, и стоит ещё один большой паровоз на восстановление, 1931 г.


27. Сфотографировать нет возможности, поэтому только фрагмент. В роли машиниста - unis :)


28. Внутри в будке финны вылизывают всё чуть ли не до зеркального блеска.


29. Ну и наконец, самый впечатливший меня экспонат - финский магистральный тепловоз Dr12 в сугубо американском стиле (1958). Их собирали не в Тампере, а на Valmet в Хельсинки. Этот работал на пассажирских линиях с 1959 по 1976, предельная скорость 120 км/ч.


30. Тепловоз короткий и двухкабинный. Реально высокий, по габаритам!


31. Вот он же, на линии. Очень непривычная для нас по компоновке машина, но тоже широколейная:


В целом - очень и очень душевное и аутентичное место. Это я ещё далеко не всё показал.
Так что, кто хочет приобщиться - примерно 40 км южнее Тампере по трассе, станция Тойяла.
Летом тут, наверное, вообще приятно.

PS. Потом по теме Тампере расскажу ещё про тамошних "красных".

Спасибо за попадание в неурочное время организаторам визита:

Tags: Тампере, Финляндия, железные дороги, уход в историю
Subscribe

Posts from This Journal “Тампере” Tag

promo periskop.su апрель 5, 2018 11:03 62
Buy for 250 tokens
Постоянные читатели блога обратили недавно внимание на то, что здесь стали редко появляться большие фотопосты с рассказами. Это совершенно так - потому что я с начала года вовлечен в сложный, но интересный проект. А именно, создаю путеводитель по Транссибу, книжного формата. Это тесно увязано и с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 61 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →