А там появилось много нового, да и вообще, толком там не ходил: всегда транзитно и быстро, спешил на аэроэкспресс или на Одинцово. Так что давайте посмотрим, чего там любопытного, на Белорусском.
2. Купил билет (30 руб.) до Белорусского и вышел на платформу Каланчёвки. Погода была идеальной: ещё рано, ещё приятно и свежо, но уже очень солнечно. Ну и народу в 7.20 не очень много.
3. А вот и моя элка подходит. Садимся!
4. Каких-то двадцать минут - и я уже на Белорусском. Очень удобно, каланчёвской электричкой добираться - много приятнее, чем на переполненном метро, да ещё спускаться-подыматься.
5. Народу сравнительно немного. Это вам не Курский, не Ярославский.
6. Окидываю взглядом большое табло у платформ. Мой поезд уже появился, но до отправления ещё два с половиной часа. Хватит на всё!
7. Пока что у основной "международной" платформы (куда приходят парижский, варшавский, берлинский, ниццейский поезда) девственно пусто.
8. А у фасада вокзала, который смотрит на пути, появилось новенькое: памятник "Прощание Славянки". На этот момент ему исполнился всего год - поставили его перед 9 мая 2014 года.
9. Памятник поближе.
10. С обеих сторон - композиции про Первую мировую (1914) и Великую Отечественную (1941). Кстати, с первой был скандал при открытии - она оказалась украшена не только автоматом ППШ и пулемётом ДП-27, но и немецкими винтовками Mauser 98k. Уже через три дня по настоянию обчественности "немцев" оперативно спилили :)
11. Прямо на земле - ноты марша "Прощание Славянки".
12. Ну и вид от стены на памятник и платформы. По моему разумению, памятник на месте, и по-доброму его стоило тут поставить не сейчас, а лет 40-50 назад. И место и тема очень уместные тут.
13. Ладно, идём дальше изучать вокзальную топографию. Вот сюда я даже и не забредал, мои маршруты проходили левее.
14. Тут была развёрнута выставка ко Дню Победы, в стилизованных теплушках (напомню, что я тут оказался всего через 6 дней после юбилея).
15. Дальше стояла прямо у подъезда пафосная машынка ДПС - видимо, особый батальон, который разгоняет московскую автобратию на "Мерсах".
16. На привокзальной площади у здания тоже была фотовыставка, и тоже к празднику.
17. Главный вход в здание.
18. Этот барельеф я уже видел, но в солнечном свете и не спеша - только сейчас. Посвящён песне "Вставай, страна огромная!", которая впервые прозвучала именно тут - 26 июня 1941-го.
19. Оп-па, а вот это совсем неизвестное! Под флагодержателем - скромная табличка, извещающая граждан, что Белорусский вокзал Москвы и Восточный вокзал Парижа - вокзалы-побратимы. С таким побратимским явлением я ещё не сталкивался :)
20. Часы и герб СССР на фронтоне.
21. Герб ещё довоенный, с 11-ю флагами (без Прибалтики и Молдавии).
22. Яркое свидетельство того, что вокзал "авиационный" - навстречу попалась стюардесса в летней форме "Аэрофлота". Именно отсюда идёт аэроэкспресс на Шереметьево.
23. Общий вид на вокзал, с путепровода.
Небольшая справка по истории вокзала:
Белорусский вокзал (в 1870—1871 — Смоленский, в 1871—1912 и в 1917—1922 — Брестский, в 1912—1917 — Александровский, в 1922—1936 — Белорусско-Балтийский) - пассажирский терминал станции Москва-Пассажирская-Смоленская.
Строительство вокзала, получившего название Смоленский, началось в конце апреля 1869 года. Торжественное открытие Московско-Смоленской железной дороги состоялось 19 сентября 1870 г. Вокзал стал шестым по счёту в Москве. В ноябре 1871 года, после продления дороги до Бреста, вокзал стал называться Брестским. В начале 1890-х гг. движение стало двухпутным, а платформа отправления была всего одна. К реконструкции вокзала, уже не вмещавшего в себя пассажиров, приступили лишь в 1907 году. 15 мая 1910 года открыли правое крыло нового вокзала, 26 февраля 1912 года — левое.
Автором проекта был архитектор Иван Струков. 4 мая 1912 года железная дорога была переименована в Александровскую, вокзал стал называться Александровским. В августе 1922 года Александровская и Московско-Балтийская дороги были объединены в Московско-Белорусско-Балтийскую, поэтому вокзал был переименован в Белорусско-Балтийский. В мае 1936 года, после очередной реорганизации железных дорог, вокзал получил своё нынешнее название — Белорусский.
Так что нынешний вид - это уже версия 1910-1912 гг.
24. Один из входов в метро.
25. Потолочный плафон в вестибюле. Я, правда, внутри почти не снимал, но мой младший брат zhembura стал снимать фрески и плафоны, так вот пенты с охранниками - к нашему огромному удивлению (!!!) - не только не препятствовали этому процессу, но ещё и показывали как особо интересные те фрагменты, которые мы не видели сразу, с нашего ракурса. Честно, с таким отношением на наших вокзалах столкнулся впервые :) Причём, мы были не какие-то там штатные фотографы с бумажкой, а просто обычные прохожие.
26. Идём дальше. Вид на пути с виадука и на шикарный сталинский дом-дворец, расположенный дальше.
27. Здесь - не тупиковые, а проходные пути вокзала. У перрона как раз стоит аэроэкспресс на Шарик. Вдали чуть видны башни Москва-Сити.
28. Сам путепровод старый - ещё даже дореволюционный.
29. Строили, когда автомобильная эра была ещё совсем во младенчестве (1904).
30. Внутри него тоже колоритно и торговая жизнь кипит.
31. Потом я пошёл в основной зал ожидания вокзала, найдя его не сразу (в боковой пристройке левее путей).
32. Табло текущих поездов.
33. Тут меня ждал сюрприз - часовня прямо внутри зала! Наверное, немцев-французов, впервые сюда прибывших, такое должно удивлять :) Московский колорит.
34. За часовней висели картины, явно изготовления Девяностых.
35. Подошёл - и не сильно ошибся. Эпохи начала Нулевых - когда в голове у граждан была ещё невероятная каша. В этой конкретно версии проглядывается и тяжкая рука тогдашнего Хозяина Столицы - Юрия Михалыча. Смотрите, как намешано: Храм Христа Спасителя с крестным ходом, с другой стороны - Петр Первый на Москва-реке, вверху - лик Спасителя. А посерединке - кто бы вы думали? Матросы-ливарюционеры с красными полосами на папахах! Ну и солдаты Великой Отечественной, за компанию.
36. Рядом - мифологический Жуков с четырьмя (!!!) Звездами Героя. Напомню, что к параду Победы он был только трижды Героем, а четвертую получил в 1956-м. За ним Рокоссовский, не очень на себя похожий. Ну ладно, творец так видел. Есть тут и свой Сталин, такой вихрастый с медали смотрит :)
37. Полюбовавшись на колоритные картины, запечатлел на память цены на кофе, чай и воду и пошёл вниз.
38. Спустившись, решил всё-таки купить курочку-гриль в дорогу. Завтрак-то там включен в цену, но вот что с обедом-ужином? Не получится ли ужин за полторы-две тыщи!? Так что пошёл в близлежащие улицы, не рискнув купить её прямо у вокзала. Забегая вперёд - купил не зря, но об этом уже в следующих частях :)
39. Вернувшись с горячей курицей в термопакете, на международной платформе застал уже и поезд. Но это был не мой, а вильнюсский от LG - доживавший тогда последние месяцы. Сейчас он уже скончался и ушёл в историю.
40. Депо им. Ильича.
41. Ага! А вот и мой поезд №17 потихоньку ползёт на свой путь.
Впрочем, об отьезде из Москвы и первых впечатлениях от состава - в следующей части.
Содержание цикла "Большая Европа по диагонали"
Journal information