Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Category:

Эстония. Бронзовый солдат. События

Очень неприятно на душе от происшедшего в Эстонии.
Это даже не плевок в лицо, а прямое оскорбление всем тем, у кого деды или прадеды воевали в величайшей из войн, а там более погибли в ней, как мой дед Василий Сергеевич под Сталинградом. И время совершения этого гнусного акта ими выбрана удачно: в преддверии Дня Победы.

Всем тем доброхотам, кто сейчас пытается (вслед за эстонскими властями) переключить внимание с основного события на "погромы", "мародерство" и таким образом перевести вопрос с политической в уголовную плоскость, хочу задать риторический вопрос:
Случилось бы всё это, если бы эстонские власти изначально собирались уважать покой павших героев? Если бы они не решили любой ценой сковырнуть их с места упокоения?

Да или Нет?


Единственно, радует в этой ситуации одно (как правильно заметил френд harding1989): хорошо, что общество наконец-то просыпается. И голос свой наконец подняли - простые граждане. Не власти, не партии, не журналюги-оруны, цели которых могут быть не всегда чисты, а - обычные люди. У них нет экономических интересов в транзите, нет капиталов в миллионы баксов. Но им - больно.

Если разобраться в первопричинах того, как такое стало возможно, то размышления получаются невеселые, а обобщения - нелицеприятные. И наверное я ими поделюсь... но позже.
А пока - подборка сообщений из первоисточников, включая эстонскую позицию.
Читайте, вникайте, думайте.



1. http://users.livejournal.com/_ea_/184468.html

Текст ниже не во всем политкорректен, просто потому, что мне приходилось использовать для простоты понятия русские и эстонцы. Есть там еще немного упрощений и обобщений, от соотечественников жду поправок и уточнений, если что. Комментарии убираю, извините, товарищи, кому надо, тот понял, остальным не ко мне.

Внезапно обнаружила поразительный разброс мнений о случившемся в Эстонии (о случающемся - опять в старом городе около 2000 людей), и потрясающее, практически 100% единодушие русскоязычных эстонцев, до сих пор придерживавшихся очень разных точек зрения. Попробую рассказать немного о том, что понимает каждый живущий тут, и что, как оказывается, совершенно непонятно другим.

Когда Эстония хотела получить независимость, русская интеллигенция не только боролась за эту самую независимость, абсолютно искренне и беззаветно, но и была в первых рядах борьбы. Сейчас уже понятно, что мотивы борьбы тогда были совершенно различными - эстонцы боролись за то, чтобы вернуться к изолированному существованию, устав от многовековой зависимости. Русские интеллигенты тем временем боролись за демократию. И когда Эстония отделилась, и образовалась новая республика, то она оказалась такой, какой ее хотели видеть эстонцы. Демократии, о которой мечтали русскоязычные сограждане, было как-то маловато. Первым делом все представители других наций были поражены в правах. Это был первый удар. Было много оскорблений, пренебрежительного отношения. Пока флер еще не спал, мы верили, что это только пена, что она схлынет - и наступит равенство и братство, Эстония продвигалась в своей изоляции с огромными трудностями для всего населения. Мы делили с ней эти трудности, затягивая пояса. Потому что верили в лучшее. В какой-то момент стало казаться, что лучшее близко. Уже пару-тройку лет назад окружающие перестали пугаться русского языка, туризм и торговля, правильные экономические кирпичи отношений, уравняли всех.
В последние пару лет ситуация резко изменилась. Это было связано с тем, что у Эстонии появилось новое, явно националистическое правительство.

Тут надо сделать небольшое отступление. В чем выражается дискриминация русскоязычных в Эстонии? Отсутствие избирательного права в высшие органы власти страны для неграждан. Не так уж, может быть, и страшно, учитывая то, что активность голосующих в этой категории не слишком высока.
Но есть и скрытая дискриминация. По статистике русские уступают во всем - безработица среди них существенно выше, получают они заметно меньше, руководящих постов они занимают просто ужасающе меньше. Их почти нет в органах власти и в сытых госучреждениях. Означает ли это то, что русские менее способны к подобным видам деятельности, неграмотны, необучаемы и способны только улицы мести? Следует полагать, что нет. Каков же механизм дискриминации? Он прост, он называется закон о языке.

Эстония в последние годы "активно" "проводила" "политику" "интеграции". А теперь я расскажу, что такое интеграция по-эстонски. Мы должны были говорить по-эстонски, как эстонцы, мыслить как эстонцы, жить как эстонцы. Это не голословные требования, они не раз озвучивались, последний раз сегодня.

Мы не стали говорить так же легко, как они, хотя язык честно учили - за свой, разумеется, счет. Мы не стали мыслить, как они, и не стали отказываться от своих национальных особенностей. Не только русские, но и евреи, белорусы, татары, и т.д. Мы хотели оставаться собой. План интеграции провалился. Об интеграции, когда возможно равное существование различных этнических групп, речи не шло никогда. ОТ нас хотели ассимиляции, называя ее интеграцией, реально же ситуацию можно было назвать сегрегацией. Общины практически не взаимодействовали друг с другом. Проще всего это происходило в виде недопущения русских в теплые места, образование моноэтнических трудовых коллективов.

В последнее время проблемы с языком стали очень большими. То, может ли человек работать на каком-нибудь месте, определял не руководитель организации, а закон о языке. Вы могли обладать какими угодно талантами, но если вы не знали языка, пусть даже ваша работа не требовала ни единого слова, то эту работу вы получить не могли. Не надо думать, что экзамен по языке был страшен только для нерадивых. Как вы думаете, что надо было уметь, чтобы сдать язык на средний уровень? Понятно, что надо было уметь читать, писать, размышлять, различать на слух. Уметь писать деловые бумаги, эссе! об инвестициях! в эстонскую экономику, и т.д. Экзамены ужесточались с каждым годом. Для их сдачи недостаточно было знания языка на бытовом и профессиональном уровне. Надо было быть образованным, начитанным, незаурядным человеком. Ну что же, это тоже неплохо, мы развивались и учились. Некоторое время назад было принято дополнение к закону о языке, которое позволило языковой комиссии, которая могла в любой момент проверить вас - на всякий случай - и, если вдруг ей показалось, что вы языка не знаете, аннулировать все ваши экзамены. Как вы догадываетесь, объективность - это не совсем та черта, которая присуща всем людям. О членах языковой комиссии я вообще что-то мало доброго могу сказать.

Среди эстонцев довольно популярно мнение, что все русские есть жертвы московской пропаганды. И так же как для многих россиян всюду видна рука Америки, так и эстонцам видна рука Москвы. Предположить, даже условно, что есть мыслящие самостоятельно люди - это невозможно. В Эстонии есть один образцовый русский, да что один, я двух знаю - Криштафович и Одинец. Эти люди более эстонцы, чем сами эстонцы. Их можно только пожалеть. Но наличие вот таких вот образцов, которые удовлетворяют всем требованиям националистов любого уровня, есть для нас большая беда. Потому что мы проходим поверку по ним. Нет средних значений, нет множества мнений, есть эталонный русский эстонец, все остальные - это тибла (отцом этого выражения является русское матерное).

Я очень спокойно отношусь к памятнику. Тут я в меньшинстве. Камни мне не нужны, чтобы знать и помнить. С другой стороны, я очень хорошо понимаю эстонцев, которые до сих пор болезненно воспринимают оккупацию 40 года.

Тут разница менталитетов и огромная разница в воспитании, когда день Победы был, на протяжении десятилетий единственным настоящим праздником в России. Сейчас я не буду говорить ни о пакте Молотова-Риббентропа, ни о том, что памятник активно использовали правые (и левые) для своих грязных целей.

В этот раз памятник был, скорее, катализатором. Дискриминируемая часть населения не захотела с этим мириться. Это нарыв, который взорвал общество. Такое постоянное давление и унижение не могли продолжаться долго. ТО, что на улицы вышло столько народу, невероятно много для Эстонии, при том, что нет сейчас у этой толпы никаких лидеров и организаторов, говорит о том, что проблемы, которые вывели людей на улицы, это не проблемы памятника, точнее, не только проблемы памятника. Это проблемы дискриминации заметной части населения. После погромов, случившихся вчера, все форумы на эстонском языке были заполнены проклятиями и призывами сжечь русских, депортировать их, поубивать их и т.д. Сегодня, когда выяснилось, что мародеры на треть состояли их эстонцев, тон комментаторов существенно изменился.

Люди выходят на улицы потому, что дальше они так не могут. ТО, что происходит в Эстонии для русских, не стало возможным выносить далее. это не политический конфликт и не конфликт ментальностей. Это освободительное движение, это движение за права. И я надеюсь, что европейская общественность наконец-то это поймет.

(пьяных дураков, агрессивных подростков и провокаторов я пока вынесу за скобки. Они тоже есть. Но они тоже все порождены сложившимися условиями - отсутствием нормального образования на своем языке, низким уровнем жизни, отсутствием перспектив)

Пока я это писала, погромы начались и у нас...


2. http://www.gazeta.ru/news/lastnews/2007/04/29/n_1063260.shtml

Русскоязычные эстонские полицейские подают заявления об уходе

Русскоязычные полицейские Эстонии хотят уволиться, чтобы не участвовать в противоправных действиях по усмирению недовольных, заявил воскресенье секретарь Антифашистского комитета Эстонии Андрей Заренков. «Планируют или уже подали заявления об уходе около 350 сотрудников полиции, которых заставляли избивать людей, протестовавших против демонтажа памятника Воину-Освободителю», - утверждает правозащитник.

По его словам, «полицейские говорят, что не желают избивать детей и ни в чем не повинных людей». При этом Заренков отметил, что «по понятным причинам» не может раскрывать источники информации.

По словам Заренкова, в связи с тем, что арестные дома были переполнены, многих задержанных отвозили в один из грузовых терминалов таллиннского порта. «Людей заставляли часами сидеть на корточках или лежать на бетонном полу со связанными за спиной руками. При этом использовались пластмассовые наручники, которые впивались в тело и причиняли огромную боль», - сказал секретарь Антифашистского комитета.


3. Подробная лента хроники происходящего:

http://www.regnum.ru/#full820503

http://www.liveinternet.ru/users/antie/

(информации в лентах очень много, можно утонуть)

Как заявил один из лидеров "Ночного дозора" (организации, выступающей в защиту памятника Воину-освободителю) Дмитрий Кленский, беспорядки в Таллине приобретают затяжной характер. "Население унижено, оскорблено, - отметил Кленский. - Мы стараемся предотвратить хулиганство, мародерство. Мы стараемся, но это не в наших силах. Когда 13 - 14-летние выходят на улицы, этой стихийной массой управлять невозможно".
По его словам, устроенные минувшей ночью беспорядки спровоцированы действиями полицейских. "Полиция делит толпу на части, она разбивается, потом опять собирается, опять бьют стекла", - отметил Кленский. При этом он прогнозирует, что беспорядки переместятся на окраины, где полиции будет сложно как-то контролировать ситуацию. "Будут громить уже на окраинах", - полагает Кленский. Но самое ужасное, по его мнению, - это столкновения между эстонской и русской молодежью. "Столкновения между русскими и эстонцами - самое страшное, что можно ожидать, - сказал защитник монумента. - Власть делает все, чтобы напряжение в обществе увеличивалось".


Зачем нужно было эстонским властям доводить дело до точки кипения? Исключительно ради того, чтобы продемонстрировать свое неуважение к прошлому, неуважение к итогам Второй мировой, неуважение к России, которую они отождествляют с Советским Союзом.
Будем откровенны, Эстония много получила от СССР. Новоталлинский порт, например, был построен именно во времена т. н. советской оккупации. Очень многие учреждения, которыми Эстония располагает, созданы на средства в годы пребывания этой страны в Советском Союзе или до этого в Российской империи. Еще до появления СССР в течение 200 лет эстонские земли находились в составе Российской империи. И отношение, которое сегодня официальный Таллин демонстрирует по отношению к павшим солдатам и к памятникам Второй мировой войны, глубоко возмущает Россию и русских людей, все население РФ.


4. Позиция мэра Таллина.

http://a-dyukov.livejournal.com/148598.html

ТАЛЛИН, 28 апреля. /ИТАР-ТАСС/. Демонтаж монумента Солдату- освободителю Таллина от гитлеровской оккупации, начало работ по эксгумации останков советских воинов и последовавшие события "произвели принципиальный перелом в настроениях русскоязычного населения Эстонии" - таково мнение мэра Таллина Эдгара Сависаара, лидера одной из крупнейших в Эстонии парламентских партий - Партии Центра.

"В тех русских людях, которые честно и порядочно делали свою работу, которые были лояльны эстонскому государству и всерьез верили в наши разговоры об интеграции, произошел принципиальный перелом, - пишет Сависаар на своем Интернет-сайте. - Даже слабой интеграции был нанесен непоправимый удар".

"Что мы выиграли от этой акции, помимо удовлетворения самолюбия одного политика? - задается вопросом мэр Таллинна. - Мы получили расколотое общество. Это общество надолго поделилось по национальному признаку".

"Такие вопросы нельзя решать силой, - уверен Сависаар. - Пройдет много времени, прежде чем мы снова почувствуем, что живем в одной Эстонии, где две стороны могут спокойно жить друг рядом с другом". "Если мы вообще доберемся до этой гавани в обозримом будущем", - добавляет он.


5. Позиция официальных властей

Статья из газеты Postimees, 28.04.2007
http://www.postimees.ee/280407/esileht/arvamus/257707.php

Неизвестный русский выродок

На нем одежда от Hugo Boss. В кармане у него кулек с семечками. Он ненавидит фашистов. Вероятно, по этим признакам криминальная полиция и полиция безопасности будут определять уличных грабителей и воров, принявших участие в Таллине в массовом присвоении и разрушении чужого имущества.

Конечно, городские мостовые уже не первый раз за долгую историю испытывают набег варваров. Однако с последнего подобного случая прошло все же 66 лет, и это пришлось на военное время. В мирное историки такого не припоминают.

Тогда, в 1941 году, «победители», чьи потомки буянили давеча на улицах города, безжалостно покинули Таллин, отдав его немцам, оставив совершенно разграбленный и горящий город. Через четыре года они вернулись, предали земле чертову дюжину гробов в центре города и воздвигли монумент какому-то неизвестному солдату. Они даже не знают, а всего лишь предполагают, кого же они там похоронили.

Полсотни лет вокруг памятника устраивали комедии, чтили память неизвестных захороненных и даже ставили несчастных подростков в пилотках с ружьями охранять весь этот балаган. Газопровод, который десятилетиями отапливал воздух, и впоследствии еще зажигали по заказу престарелых ветеранов. Эти старички и ходили туда погреться после майских праздников, выпить водочки да иногда немного поплясать.

Газеты всегда публиковали цветные фотографии, напоминавшие странную клоунаду, в которой участвовали женщины с бородой или танцующие медведи, увешанные экзотическими бубенцами. Даже полиция безопасности, стоящая через дорогу, иногда отбирала в свой ежегодный альбом какую-нибудь хорошую фотографию с этих праздников.

15 лет в Эстонии говорили об интеграции как о неком чуде. Чиновники и политики проповедовали, какими лояльными являются все эти товарищи, доставшиеся в наследство от Советской родины. А их отпрыски — так вообще как собственные дети, проходят языковое погружение и прочее.

Но стоило лишь эстонскому государству проявить немного решительности, слегка подзадеть российских офицеров в отставке — и неизвестный показал на Тынисмяги свою истинную личину. Из-за бронзовой маски смотрело совершенно новое лицо, а вернее говоря, уже забытое старое. И это был не солдат, и не другой цивилизованный человек, — это был самый настоящий русский выродок. Мы уже было почти забыли о его существовании.

Иногда в темной подворотне или на пустыре спального района он напоминал нам о своем существовании ударом кулака, но до сих пор особого вреда все же не причинял. Жил себе как будто в ином пространстве, в ином мире, в своем коконе, а компанию ему составляли пропагандистские российские телеканалы. Для нас, а особенно для государства, это было удобно — проблемы не было.

Но, мало того, кое-какие политики, например Эдгар Сависаар, умеют обращаться с этим обществом и нравится ему. Когда-то у политиков было такое клише — посылать сигналы. Свои сигналы Сависаар шлет местному русскому населению все время, успешно конкурируя с Останкинской телебашней и флиртуя, но не произнося своего четкого «да». Однако оставим чувства и флирт частной жизни политиков.

За прошедшие недели без маски остался не только неизвестный русский выродок, но и Сависаар. И если последний затаился в таллинской мэрии и изрыгает оттуда через председателя городского совета Тоомаса Витсута свои желчные послания, то русский выродок бродит по улицам и просто нарывается на разборки.

Ему мало нового костюма, раздобытого позапрошлой ночью в бутике Hugo Boss, мало джинсов из магазина Marlboro и солнечных очков Diesel за 250 долларов, украденных в оптике.

Он почувствовал вкус, он воспрял духом, а на улице стоит хорошая погода, и офицеры в отставке подарят при необходимости бутылку водки. Под возгласы «Все наше!» они снова рванут рушить и грабить, при этом трезво взвешивая и тщательно выбирая, что украсть.

Защитим же ненадолго наши окна ДСП-плитами, будем настороже и прикроем алкогольные магазины — этот источник их смелости. Не впервой нам защищать свое государство. Переживем и эту интеграцию. И будем обращаться с неизвестным выродком, как он того заслуживает.

Via
http://a-dyukov.livejournal.com/149593.html


6. Позиция ПАСЕ.

Председатель Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Рене ван дер Линден выразил озабоченность произошедшими накануне ночью в Таллине беспорядками в связи с решением эстонских властей перенести памятник советскому Воину-освободителю.
"Председатель ПАСЕ заявляет о своей крайней озабоченности беспорядками, которые произошли накануне ночью в эстонской столице", - говорится в поступившем в распоряжение РИА Новости тексте заявления Линдена.

В документе глава ПАСЕ сожалеет о том, что решение эстонских властей обострило отношения между гражданами Эстонии и русскоязычными гражданами. Линден признает, что памятник напоминает о "чувствительном прошлом" Эстонии. Вместе с тем он отмечает, что необходимо оставить "солдат спокойно спать".
По мнению председателя ПАСЕ, данная ситуация не должна использоваться как политический аргумент.


7. Реплика про Химки (солидарен с ней)

http://a-dyukov.livejournal.com/147510.html

В связи со сносом "Бронзового солдата" определенная категория людей немедленно начинает вспоминать о памятнике летчикам в Химках. Так вот: подобное сравнение заведомо ложно. В Химках мы имеем дело с частным идиотизмом властей, возможно (но не наверняка) - с финансово мотивированным. В Таллине же снос памятника увенчал собой долгое и упорное наступление на память о Победе и ползучую реабилитацию нацистских пособников.
Не надо сравнивать несравнимое.


8. Рассказы о деятельности эстонской полиции

http://community.livejournal.com/tonismagi/170081.html
Tags: Таллин, Эстония, идентичность, ревизионизм, уроды
Subscribe
promo periskop.su april 5, 2018 11:03 62
Buy for 250 tokens
Постоянные читатели блога обратили недавно внимание на то, что здесь стали редко появляться большие фотопосты с рассказами. Это совершенно так - потому что я с начала года вовлечен в сложный, но интересный проект. А именно, создаю путеводитель по Транссибу, книжного формата. Это тесно увязано и с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 87 comments