Ранее я уже показывал этот исторический объект (в 2012-м), но сейчас - более систематично, с планом.
Салон-вагон использовался в поездках Председателем Ставки ВГК в военное время достоверно (1943-1945), в послевоенное - предположительно. Именно им Сталин ездил на Ялтинскую (февраль 1945) и Тегеранскую (конец 1943) конференции. Возможно, был использован и для поездки на Потсдамскую конференцию. Передан в горийский музей СКЖД в 1985-м.
ВЛК - "владикавказский"
2. 6-осный удлинённый салон-вагон типа "Полонсо" для Владикавказской дороги. Такие строились в 1910-1916 гг.
Суть конструкции вагона «Владикавказского» типа состояла в том, что несущую функцию выполнял сам кузов, вернее его полустенки от пола до уровня окон, сделанные из толстых стальных листов. Они обрамлялись длинными рядами заклепок, которыми тогда соединяли все металлоконструкции. Помимо создания жесткости, эти полустенки выполняли и защитную функцию при пулевом обстреле — пассажирам достаточно было лечь на пол. Поэтому такие вагоны часто называли еще бронированными или блиндированными. Для уменьшения нагрузки на колеса их часто делали шестиосными, но укороченные вагоны были четырёхосными. Наиболее рациональной была прицепка салон-вагона в хвосте поезда. Большинство салон-вагонов «Владикавказского» типа было построено в 1910-ые годы.
(отсюда)
Однако "сталинский" вагон был откапитален и перестроен в 1940-1941 гг. на старой "владикавказской" металлической основе, этим занимался Ленинградский з-д им. Егорова. Об этом говорит соотношение широких (Ш) и узких (У) окон в данном экземпляре. Оно уникально схемой следования окон: У-Ш-У-Ш-У-Ш-У-Ш-У-Ш-Ш-Ш-У, всего 13. Обычно широкое (Ш) окно было только в салоне, и всё.
3. Вот примерно так.
К слову, внутренняя планировка сталинского "Полонсо" сохранилась такой же, как и на представленном плане.
3а. К примеру, аутентичный неперестроенный "Полонсо" 1915 г., в музее КДВО в Хабаровске (салон-вагон командующего ОКДВА Блюхера), с узкими окнами.
Теперь снимки вагон-салона в Гори.
4. Сталинское купе "генеральского" типа (на схеме - 2). Справа - походная полка Верховного Главнокомандующего.
5. Туалет-умывальник-душ, примыкающие к основному купе (на схеме - 3)
6. Салон для совещаний (на схеме - 1)
7. Купе начальника охраны (на схеме - 5)
8. Вид в сквозной коридор вагона из салона.
Детали.
9. Плафоны.
10. Часы в салоне.
11. Дверная фурнитура.
12. Оборудование на кухне (на схеме - 8).
13. Там же. В зеркале виден титан-кипятильник на базе самовара.
14. "Электрокупе" проводника (на схеме - 7)
Авторство снимков точно неясно, но aloban75
Снимки сделаны весной 2014-го, т.е. уже после бегства Саакашвили из Грузии (октябрь 2013) и окончания травли музея. Как видим, вагон остался цел и невредим, саакашвилисты не успели толком добраться и до музея Сталина, хотя свалили памятник.
Journal information